КАКИЕ ТОВАРЫ ПОДОРОЖАЮТ СИЛЬНЕЕ ДРУГИХ

За сентябрь потребительские цены выросли еще на 0,87%, сообщил в среду Росстат. Это заметно выше ожиданий аналитиков, такой месячный прирост — максимальный с начала года (в 2022-м больше было только в период с января по апрель).

Непродовольственные товары в сентябре подорожали на 1,09%, продовольственные — на 0,86%. Стоимость услуг выросла на 0,61% (см. график). Основная причина скачка цен на «непродовольствие» — подорожание нефтепродуктов, лекарств и одежды, на продукты — сезонный рост цен на плодоовощную продукцию, на мясо и хлеб.

В годовом выражении инфляция в сентябре достигла 6%. Продовольствие при этом подорожало на 4,9%, непродовольственные товары — на 4,6%, а услуги — на 9,7%. Эксперты фиксируют, что инфляция значимо отклонилась вверх от прогнозного диапазона Банка России в 6–7% на конец года. Согласно расчетам авторов Telegram-канала «Твердые цифры», основанных на исторических сезонных факторах, c поправкой на сезонность и в пересчете на год инфляция в сентябре составила 15%. « Прогноз ЦБ по инфляции потерял актуальность. Суждения о достаточности жесткости проводимой ДКП могут измениться, что потребует повышения ключевой ставки больше чем на 100 базисных пунктов на заседании 27 октября»,— заключают они. « Недельная инфляция (первая неделя октября.— “Ъ”
) 0,24% месяц к месяцу и 4,9% с начала года — это примерно 6,3% в годовом выражении. Это снимает вопрос о том, будет ли 27 октября повышение ставки ЦБ, оставляя лишь вопрос — насколько»,— говорит Егор Сусин из Газпромбанка.

В ЦМАКП, однако, настаивают, что текущий уровень инфляции находится в сложном равновесии между системными сдерживающими (дефицит спроса, усиливающийся по мере втягивания потребления населения в стагнацию) и стимулирующими факторами (прежде всего, ослабление рубля), а также локальными процессами на отдельных рынках, наиболее ярко проявившимися в топливном секторе. По мнению аналитиков центра, повышение ключевой ставки и сдерживание потребкредитования «малоэффективны для сдерживания инфляции». Они предлагают сдерживать рост цен на «кризисных» рынках (топливо, зерно) и стабилизировать (в идеале — с некоторым «маятниковым» краткосрочным укреплением) обменный курс рубля через регулирование валютного рынка.

За сентябрь потребительские цены выросли еще на 0,87%, сообщил в среду Росстат. Это заметно выше ожиданий аналитиков, такой месячный прирост — максимальный с начала года (в 2022-м больше было только в период с января по апрель).

Непродовольственные товары в сентябре подорожали на 1,09%, продовольственные — на 0,86%. Стоимость услуг выросла на 0,61% (см. график). Основная причина скачка цен на «непродовольствие» — подорожание нефтепродуктов, лекарств и одежды, на продукты — сезонный рост цен на плодоовощную продукцию, на мясо и хлеб.

В годовом выражении инфляция в сентябре достигла 6%. Продовольствие при этом подорожало на 4,9%, непродовольственные товары — на 4,6%, а услуги — на 9,7%. Эксперты фиксируют, что инфляция значимо отклонилась вверх от прогнозного диапазона Банка России в 6–7% на конец года. Согласно расчетам авторов Telegram-канала «Твердые цифры», основанных на исторических сезонных факторах, c поправкой на сезонность и в пересчете на год инфляция в сентябре составила 15%. « Прогноз ЦБ по инфляции потерял актуальность. Суждения о достаточности жесткости проводимой ДКП могут измениться, что потребует повышения ключевой ставки больше чем на 100 базисных пунктов на заседании 27 октября»,— заключают они. « Недельная инфляция (первая неделя октября.— “Ъ”
) 0,24% месяц к месяцу и 4,9% с начала года — это примерно 6,3% в годовом выражении. Это снимает вопрос о том, будет ли 27 октября повышение ставки ЦБ, оставляя лишь вопрос — насколько»,— говорит Егор Сусин из Газпромбанка.

В ЦМАКП, однако, настаивают, что текущий уровень инфляции находится в сложном равновесии между системными сдерживающими (дефицит спроса, усиливающийся по мере втягивания потребления населения в стагнацию) и стимулирующими факторами (прежде всего, ослабление рубля), а также локальными процессами на отдельных рынках, наиболее ярко проявившимися в топливном секторе. По мнению аналитиков центра, повышение ключевой ставки и сдерживание потребкредитования «малоэффективны для сдерживания инфляции». Они предлагают сдерживать рост цен на «кризисных» рынках (топливо, зерно) и стабилизировать (в идеале — с некоторым «маятниковым» краткосрочным укреплением) обменный курс рубля через регулирование валютного рынка.

Что изменилось в тарифах на ЖКХ. Подробности

. Как сильно подорожают электричество, тепло и вода

Обновлено 30 сентября 2022, 12:37

Shutterstock

В России второй раз в этом году проиндексируют тарифы на газ, передачу электроэнергии, снабжение водой и теплом. Правительство решило перенести индексацию с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022 года, говорится
в сообщении Минэкономразвития. В следующий раз тарифы пересмотрят 1 июля 2024 года, пообещали в ведомстве. Последние почти десять лет тарифы на ЖКУ повышались только раз в год — за исключением 2019 года.

КАКИЕ ТОВАРЫ ПОДОРОЖАЮТ СИЛЬНЕЕ ДРУГИХ


Как изменятся цены

Изменения стоимости касаются: холодной и горячей воды, электроэнергии, тепла, а также газа и твердых коммунальных отходов. Предельный уровень индексации тарифов с 1 декабря «не превысит 9%», говорится в релизе Минэкономразвития. При этом, по итогам 2022 года Минэкономразвития прогнозирует
уровень инфляции на уровне 12,4%.

Средний ежемесячный платеж на одну семью из трех человек в месяц вырастет на 324 руб., с 1 июля 2024 года — еще на 248 руб. в месяц и с 1 июля 2025 года — еще на 221 руб. в месяц. Окончательное решение об уровне индексации в конкретном регионе будут принимать местные власти.

Кого затронут изменения

В среднем на оплату ЖКХ у российских семей уходило
не менее 9% совокупных расходов семьи, это данные за 2019 год. С января по июнь 2022 года россияне заплатили за услуги ЖКХ 1,66 трлн руб., а долги за эти услуги достигли 804,5 млрд руб.

Россияне имеют право
на государственную субсидию на оплату ЖКУ. Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право попросить госпомощь. В Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18% для пенсионеров и инвалидов I и II групп и 20% — для других категорий, в Кемерово — от 5 до 17%.

Субсидия — это денежное пособие от государства, которое предоставляется гражданину, испытывающему финансовые трудности, для частичной оплаты ЖКУ. Субсидия положена тем, чей доход не превышает установленный прожиточный минимум и чьи расходы на ЖКУ превышают предельно допустимую долю от дохода.

Условия получения субсидии

Право на субсидию имеют граждане, которые:

  • снимают жилье у государства по договору социального найма;
  • снимают жилье у других людей;
  • члены жилищных кооперативов;
  • собственники жилых помещений.

Претендовать на субсидию могут также граждане Белоруссии и Киргизии, если они имеют постоянную регистрацию на территории России. Они должны быть собственниками или официальными нанимателями жилых помещений либо участниками кооперативов.

КАКИЕ ТОВАРЫ ПОДОРОЖАЮТ СИЛЬНЕЕ ДРУГИХ


Индексация социальных выплат

В Минэкономразвития напомнили
, что индексация всех социальных выплат в 2023 году будет произведена по фактической инфляции 2022 года. В ведомстве ожидают, что реальные располагаемые доходы в 2022 году снизятся
на 2,2%, но в 2023-м увеличатся на 1,6%.

Как менялись тарифы

Тарифы на коммунальные и жилищные услуги повышались с 1 июля 2022 года на 2,9−6,5%, в зависимости от региона.

Самое высокое повышение было:

  • в Чеченской Республике — на 6,5%;
  • в Санкт-Петербурге — на 6,3%;
  • в Москве — на 6%.

Наименьший рост был:

  • в Свердловской области — на 2,9%;
  • в Республике Марий Эл — на 3,2%.

КАКИЕ ТОВАРЫ ПОДОРОЖАЮТ СИЛЬНЕЕ ДРУГИХ

Росстат 11 октября опубликовал данные о том, что больше всего подорожало и подешевело за месяц. Пока власти страны сдерживали внутренние цены на топливо, которое по итогам месяца выросло чуть более чем на 6%, инфляцию толкали вверх помидоры и бананы. И вместе они разогнали годовую инфляцию до 6%.

За сентябрь цены в России выросли
на 0,87% после августовских 0,28%. Таким образом, с начала года рост составил 4,6%, хотя в августе показатель был еще только на 3,7%. Прошлогодние темпы говорят: «На сезонность не спишешь». В сентябре 2022 года за месяц цены показывали рост на 0,05%, в августе 2022-го вообще упали на 0,5%.

В Петербурге в сентябре инфляция составила 0,5%. С начала года цены в городе выросли на 4%. В Москве, для сравнения, за тот же период — плюс 4,9%.

Чтобы понять, чем обусловлена высокая инфляция в сентябре, далеко ходить не надо. Только помидоры в стране за месяц подорожали на 21,7%, бананы — на 19,3%. Несильно от них отстали огурцы (+13,2%) и апельсины (+12,2%). Нивелировать это хоть немного смогли капуста, которая подешевела на 22,7%, морковь (-17,6%), картофель (-13,9%) и лук (-13,5%).

Интересно, что месяцем ранее подешевело почти все из плодоовощной группы. « В августе значительное влияние на динамику цен на продовольственные товары оказало удешевление плодоовощной продукции. Цены на капусту белокочанную снизились в среднем на 29,6%, лук репчатый — на 27,0%, картофель — на 23,1%, морковь — на 20,4%, помидоры — на 17,5%, свеклу столовую — на 13,8%, виноград — на 11,1%. В то же время подорожали апельсины — на 21,0%, огурцы — на 4,2%, бананы — на 3,6%, зелень свежая — на 2,7%, груши — на 1,5%, яблоки — на 1,3%, сухофрукты — на 0,6%, чеснок — на 0,5%», — сообщал Росстат.

В сентябре же заметно подорожала и курятина. Яйца прибавили в цене 7,8% за месяц, мясо — 5,6%, в частности окорочка — 4,5%.

КАКИЕ ТОВАРЫ ПОДОРОЖАЮТ СИЛЬНЕЕ ДРУГИХ

На фоне волатильности соседей по потребительской корзине у непродовольственных товаров, можно сказать, все спокойно. Наибольший рост предсказуемо показали газомоторное и дизельное топливо — 6,2%. За ними в рейтинге самых подорожавших аспирин (+4,9%), рост спроса на который возрос из-за сезонных заболеваний. Бензин в целом по стране вырос на 2,1%. Успех это или провал, не вполне понятно — смотря с чем сравнивать. На фоне помидоров вроде жить можно.

Бензин по осени считают. Экстренные меры сдвинули цены на заправках лишь на считаные копейки

Казалось бы, из-за ослабления рубля должны расти в цене импортная электроника и бытовая техника. И, например, электрочайники подорожали на 2,2%, миксеры и блендеры — на 1,5%, холодильники и электродрели — на 1,4%, плиты и электроутюги — на 1,3%. Но не выходит из головы проклятый помидор.

А телевизоры даже оказались в лидерах снижения, но чисто технически. Цены на них снизились на 0,7%.

КАКИЕ ТОВАРЫ ПОДОРОЖАЮТ СИЛЬНЕЕ ДРУГИХ

Замыкают ежемесячный обзор Росстата услуги, и здесь все выглядит понятно. Самая волатильная составляющая в этой категории — цены на авиабилеты, поэтому туристические услуги оказались как в лидерах подорожания, так и удешевления. Так, стоимость поездки на отдых в Объединённые Арабские Эмираты выросла на 13,6%, в Египет — на 12,1%, в то же время отдых на черноморском побережье России и в Крыму стал обходиться на 11,7% меньше.

В целом за месяц стоимость авиабилета в эконом-класс снизилась на 5,9%. При этом проезд в такси стал дороже на 1,9%.

Еще в лидеры подорожания выбились образовательные услуги. Вероятно, так в статистических данных отразилось начало учебного года. Обучение в колледже в среднем по стране стало дороже на 10,9%, в негосударственном вузе — на 8,8%, в государственном — на 8,1%, также на 8,9% подорожало проживание в студенческом общежитии.

КАКИЕ ТОВАРЫ ПОДОРОЖАЮТ СИЛЬНЕЕ ДРУГИХ

Недельную динамику цен можно назвать умеренной. За период с 3 по 9 октября они в стране выросли
на 0,24% после 0,21% неделей ранее.
А вот показатель годовой инфляции перемахнул за 6% (ровно столько получилось по итогам сентября) и составил 6,26%. Такие данные приводит Минэкономразвития в свежем обзоре
текущей ценовой ситуации.

Недельную инфляцию возглавляют продукты (но не фрукты и овощи, цены на которые уже снова начали снижаться). Также ведомство отмечает ускорение подорожания легковых автомобилей, электро- и бытовых приборов, а также авиабилетов на внутренние рейсы в категории услуг.

Все это выглядит интересно на фоне дискуссии о ключевой ставке. Сегодня глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил https://www.fontanka.ru/2023/10/11/72799070/, что ее повышение может привести к проблемам финансирования крупных инвестпроектов. В то же время зампред Банка России Алексей Заботкин в комитете Госдумы по финансовому рынку предупредил, что несоответствие ставок инфляционным и девальвационным ожиданиям может привести к самоподдерживающемуся ослаблению рубля по турецкому сценарию. Соответствуют ли ставки ожиданиям в России, ЦБ будет оценивать на предстоящем заседании. Оно назначено на 27 октября.

Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

КАКИЕ ТОВАРЫ ПОДОРОЖАЮТ СИЛЬНЕЕ ДРУГИХ

КАКИЕ ТОВАРЫ ПОДОРОЖАЮТ СИЛЬНЕЕ ДРУГИХ

КАКИЕ ТОВАРЫ ПОДОРОЖАЮТ СИЛЬНЕЕ ДРУГИХ

КАКИЕ ТОВАРЫ ПОДОРОЖАЮТ СИЛЬНЕЕ ДРУГИХ

Акцизы на алкоголь, которые были запланированы на следующий год, собираются пересмотреть, следует из законопроекта
, который внесло в Госдуму Правительство. Больше всего подорожает вино, прогнозируют эксперты. Проиндексируют и тарифы на некоторые коммунальные услуги. На что еще вырастут цены, разбиралась «Парламентская газета».

Пиво решили не трогать

По новым поправкам в Налоговый кодекс с 1 мая следующего года собираются поднять акцизы на вино и виноматериалы до 108 рублей за один литр, хотя по текущей редакции кодекса на весь следующий год была запланирована ставка 34 рубля за литр. За шампанское будут брать 141 рубль вместо 45.

На алкоголь с долей спирта больше девяти процентов, кроме вина и пива, акциз составит 643 рубля вместо запланированных ранее 613 рублей, а крепостью до девяти процентов — 514, а не 490. В 2025 и 2026 годах суммы будут постепенно увеличиваться. На пиво акциз хотят оставить таким же, как и предполагалось, — 25 рублей за литр.

Из этого следует, что в следующем году подорожает больше всего вино, считает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз
. « Акцизы повышают в России ежегодно, и если рост ставки не превышает 5-6 процентов, то это можно пережить, хотя это и неприятно бизнесу. Так что ни с пивом, ни с крепким алкоголем ничего страшного не произойдет. А вот вино может стать полуэлитарным напитком», — сказал эксперт «Парламентской газете».

По его мнению, это может привести к тому, что как минимум 10-12 процентов покупателей переключится на пиво и слабоалкогольные напитки, и рынок вина серьезно пострадает.

С другой стороны, индексация акцизов не только повысит сборы — а подакцизные товары это важный инструмент пополнения бюджета, — но и вытеснит с рынка дисконтные импортные вина, считает депутат Госдумы, член Комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов

. « После повышения ввозных пошлин цены на популярные импортные позиции уже выросли примерно с 500 до 700 рублей за бутылку, акциз повысит их стоимость еще на четверть. Нашим производителям будет проще конкурировать с зарубежными», — сказал он «Парламентской газете».

Кроме того, если изготавливать вино из российского винограда, с выплаченного акциза можно вернуть больше 30 рублей за один литр в виде субсидий на развитие производства, например на его модернизацию или закладку виноградников, напомнил депутат.

За жидкость для вейпов возьмут двойной акциз

Акцизы на табачные изделия на следующий год тоже пересмотрят, причем уже с 1 января. Например, за табак для электронных сигарет будут взимать 9367, а не 8669 рублей за один килограмм, за жидкость для вейпов — 42 рубля вместо 20 за один миллилитр, а с сигарет — 2813 рублей за тысячу штук плюс 16 процентов расчетной стоимости вместо 2603 рублей плюс те же 16 процентов.

Коммуналка подрастет почти на десять процентов

С 1 июля собираются пересмотреть тарифы на коммуналку. Так, цены на электроэнергию хотят проиндексировать на 8,9 процента, следует из проекта бюджета России на 2024-2026 годы.

Конкретные суммы установят сами регионы, но они должны будут уложиться в пределы, утвержденные ФАС. Проект приказа ведомства с минимальными и максимальными тарифами опубликовали на портале проектов нормативных актов Правительства 4 октября. По этому документу в Москве электроэнергия должна будет стоить максимум 7 рублей за киловатт-час, в Санкт-Петербурге — 6,21 рубля, Московской области — 7,33, Ленинградской области — 5,86, Новосибирской области — 3,66. Для сравнения — сейчас максимальный показатель для столицы — 6,43 рубля, а Петербурга — 5,7 рубля. Самый высокий возможный тариф — 10,56 рубля, — установили для Чукотского автономного округа. А в новых регионах максимальные тарифы будут такими: в Донецкой Народной Республике — 1,28 рубля за киловатт-час, в Луганской Народной Республике — 1,26 рубля, в Запорожской области — 2,18 рубля и в Херсонской области — 2,07 рубля.

Кроме того, в России собираются увеличить оптовые цены на газ для населения на 11,2 процента, указали в проекте бюджета. Но в любом случае совокупный платеж за все коммунальные услуги не должен вырасти больше чем на 9,8 процента.

С подорожанием проезда в столице решили не ждать

Может вырасти и стоимость проезда на городском транспорте. В проекте бюджета Санкт-Петербурга на следующий год, как сообщил «Коммерсант» со ссылкой на вице-губернатора города Алексея Корабельникова, заложили рост тарифов с учетом величины инфляции — на 4,9 процента. Конкретные цифры представит комитет по тарифам. В прошлом году их утвердили в декабре.

В Москве нового года решили не дожидаться. Столичный дептранс сообщил в соцсетях, что с 15 октября одна поездка по карте «Тройка» подорожает с 50 до 54 рублей. Стоимость тарифа «90 минут» увеличится с 75 до 81 рубля, а «Метро+МЦД», который действует в зоне «Пригород», — с 65 до 71 рубля. Единый на 365 дней будет по-прежнему стоить 19 500 рублей в центральной зоне и 24 450 рублей в зоне «Пригород».

• Иностранцам закроют доступ к ценам на российскую картошку и парацетамол

По данным Росстата, инфляция по итогам сентября достигла 6% в годовом выражении. Лидером подорожания стали помидоры — за месяц цены на них в стране выросли почти на 22%

Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

В сентябре потребительская инфляция в России составила 6% в годовом выражении, сообщил Росстат. Это максимальное значение темпов роста цен с февраля 2023 года, когда оно достигало 11%.

В начале октября Минэкономразвития информировало
о достижении годовой инфляцией уровня 5,94% (на основе недельных данных по инфляции). В августе инфляция, по данным Росстата, составила
5,15% год к году. Целевой показатель Центробанка, который таргетирует инфляцию на уровне 4%, она превысила
еще в июле.

По сравнению с августом потребительские цены в сентябре выросли на 0,87%. Это самый высокий месячный рост цен с апреля 2022 года (весной того года инфляция подскочила на фоне ослабления рубля и нарушения цепочек поставок из-за санкций). Если смотреть только на показатели месячной инфляции в сентябре, это самый большой прирост цен с 2000 года, когда рост цен в сентябре к августу составил 1,32%.

Что подорожало сильнее всего

Среди товарных категорий наиболее сильный годовой рост цен зафиксирован в плодоовощной продукции — на 25,87% к сентябрю прошлого года. Годом ранее (в сентябре 2022-го по сравнению с сентябрем 2021-го) цены на овощи и фрукты снизились на 3,89%. Услуги подорожали в годовом выражении на 9,7%.

Лидером подорожания как среди овощей, так и всех продовольственных и непродовольственных товаров, а также услуг стали помидоры. Рост цен на них в сентябре составил 21,7% к августу (разбивку по динамике цен на отдельные товары в годовом выражении Росстат не приводит). При этом в 16 регионах цены на помидоры увеличились на 40–74%, отмечает Росстат.

Среди плодоовощной продукции значительное подорожание также зафиксировано у бананов (на 19,3% к августу), огурцов (на 13,2%), апельсинов (на 12,2%), чеснока (на 3,7%) и груш (на 3,6%). Из других продовольственных товаров сильнее всего по сравнению с августом выросли цены на кур охлажденных и мороженых (на 5,67%) и яйца куриные (на 7,83%). В сентябре РБК сообщал
про рекордный с начала 2000-х двухмесячный скачок цен на апельсины в России.

Вместе с тем Росстат отмечает снижение цен на капусту белокочанную (на 22,7% к августу), морковь (на 17,6%), картофель (на 13,9%), лук репчатый (на 13,5%), яблоки (на 9,6%), виноград (на 7,1%), свеклу (на 6,6%). Сахар-песок подешевел на 0,82%.

Рост цен на плодоовощную продукцию в годовом выражении, во-первых, отражает эффект низкой базы прошлого года: из расчета ушли летние месяцы 2022 года, когда предложение на рынке плодоовощей было временно избыточным. Во-вторых, недавнее ускорение роста цен связано со снижением урожая из-за жаркого лета и недостатком сезонной рабочей силы, говорит автор телеграм-канала «Твердые цифры», экономист Родион Латыпов.

Насколько подорожали поездки и бензин

Категория непродовольственных товаров в целом увеличилась в цене на 4,56% в годовом выражении. Наибольший рост цен зафиксирован на газомоторное и дизельное топливо — на 6,2% к предыдущему месяцу. Цены на автомобильный бензин выросли в сентябре, по данным Росстата, на 2,1%.

Правительство 21 сентября ввело
временные ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. Мера призвана стабилизировать цены на топливо на внутреннем рынке. Президент Владимир Путин на совещании с правительством 27 сентября поручил
«более оперативно» реагировать на растущие цены на бензин и дизельное топливо.

Цены на услуги по итогам сентября увеличились на 9,66% в годовом выражении, сообщил Росстат. Сильнее всего по сравнению с августом подорожали поездки в ОАЭ и Египет (на 13,6 и 12,1% соответственно), а также обучение в организациях среднего профессионального образования (на 10,9%).

Какую инфляцию ждать по итогам года

Минэкономразвития прогнозирует
, что по итогам 2023 года инфляция составит 7,5%, ЦБ ожидает
показатель на уровне 6–7%. По словам зампреда Банка России Алексея Заботкина, сейчас темпы роста цен проходят максимальную точку и в последующие месяцы будут замедляться вместе с темпами роста внутреннего спроса с учетом проводимой денежно-кредитной политики. В сентябре ЦБ повысил ключевую ставку на 1 п.п., до 13%, на фоне высокого инфляционного давления в экономике.

Аналитики «Ренессанс Капитала» прогнозируют инфляцию на конец 2023 года на уровне 6,5%. « Мы исходим из ожиданий, что увидим охлаждение роста кредита и спроса уже в четвертом квартале, а эффект переноса в цены произошедшего ослабления рубля, вероятно, сейчас проходит пики по темпам и будет постепенно затухать до конца года», — говорит главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. По ее словам, это означает, что текущие темпы инфляции (месяц к месяцу с сезонной корректировкой) прошли пик как раз в сентябре.

«Минэкономразвития в своем прогнозе, видимо, исходит из сохранения высоких сентябрьских темпов стабильно до декабря. Такой риск есть и, на наш взгляд, прежде всего он связан с точечными факторами на стороне предложения, как недавняя ситуация с топливом, например», — уточняет Донец.

Другого мнения придерживается главный макроэкономист управляющей компании «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. Он считает, что инфляция ускорится из-за эффекта переноса валютного курса. « На конец года она может составить даже более 9%», — пессимистичен он. Эксперт отмечает, что Минэкономразвития и ЦБ несколько раз пересматривали прогнозы по инфляции в сторону повышения, но, по его мнению, «они все еще остаются заниженными».

Сентябрьские данные говорят о том, что динамика инфляции значимо отклоняется вверх от прогнозного диапазона, закладываемого властями на конец 2023 года, солидарен Латыпов.

«По нашим оценкам, текущие темпы инфляции в сентябре в пересчете на год и с поправкой на сезонность ускорились до 15%. Прогноз же Банка России в 6–7% предполагал, что текущие темпы сложатся ниже 10% в остаток года», — говорит эксперт.

Спрос на грузовые перевозки автотранспортом растет, заметно опережая предложение, что выражается как в количестве невыполненных заявок, так и в росте цен. Год к году, по оценкам участников рынка, перевозки подорожали на 40%. Причина — нехватка водителей, транспортных средств и запчастей, усугубляющаяся высокой стоимостью заимствований, ростом цен на топливо и операционных расходов. Участники рынка ожидают продолжения роста цен в четвертом квартале.

По данным биржи грузоперевозок ATI. SU, количество заявок на автомобильные грузоперевозки в третьем квартале увеличилилось на 12% ко второму кварталу и на 60% год к году. В ряде регионов РФ наблюдается кратный рост: так, отмечают в ATI. SU, втрое увеличился интерес к доставке грузов из Ингушетии, в два с лишним раза — из Алтайского края, Новгородской и Псковской областей. Также почти двукратный рост показали заявки на перевозки в три региона Дальнего Востока (Амурская область, Приморский и Хабаровский края), добавляют там. Ряд участников рынка отмечает и увеличение объема перевозок.

Директор по транспортным операциям FM Logistic в России Маргарита Табунова подтверждает тренд к росту числа отгрузок в третьем квартале, «что отражает стандартную сезонность», и ожидает в четвертом квартале еще больший рост объема доставок — до 20%. Руководитель направления по взаимодействию с отраслевыми и инфраструктурными организациями ГК «Деловые линии» Евгений Уткин говорит, что за девять месяцев грузооборот увечился на 23%, прирост в третьем квартале составил 4,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По его словам, активно развивается сегмент доставки в маркетплейсы, показывающий двукратное увеличение по сравнению с прошлым годом. Доставка в торговые сети тоже показывает стабильный рост — на 34% за девять месяцев. Также он отмечает активное развитие автомобильных перевозок на Дальнем Востоке и в Сибири и рост спроса на автодоставку на юге России в связи с закрытием аэропортов.

Но предложение не успевает за ростом спроса. Основатель ATI. SU Святослав Вильде рассказывает, что еще два-три года назад стандартное соотношение между количеством размещенных на ATI. SU грузов и машин, готовых их перевезти, было максимум два к одному. « Теперь это в среднем три-четыре, а иногда и пять к одному, то есть желающих отправить груз гораздо больше, чем исполнителей, готовых его перевезти»,— отмечает он.

«Мы видим значительное сокращение количества выполненных заявок на грузоперевозки на рынке,— рассказывает генеральный директор Delko Санджар Ашуралиев.— И в первую очередь связываем это с нехваткой у автоперевозчиков техники. Вторым фактором является дефицит водительских кадров». По его оценке, тренд на снижение количества грузоперевозок сохранится. « Внесет свои коррективы и грядущая зима: устаревающая техника может не выдержать холода, при этом не все перевозчики имеют возможность обновлять автопарк»,— добавляет он.

Рост спроса уже отразился на ставках, отмечают в ATI. SU: внутри России они выросли на 15,5% за квартал и на 41,1% за год. Доставка грузов из Москвы в Санкт-Петербург подорожала за год на 31,9%, а в обратном направлении — на 39,3%. Наибольший рост по цене среди популярных направлений, по оценке ATI. SU, показали перевозки из Набережных Челнов в Челябинск (на 76,7%) и Екатеринбург (на 72%).

«Несомненно, дефицит предложения, обусловленный нехваткой водителей, запчастей и транспортных средств, в первую очередь оказывает влияние на рост стоимости перевозки,— говорит Маргарита Табунова.— Дополнительно повлияли рост стоимости топлива, отмена скидок, рост курса валют и изменение ставки рефинансирования». За год тарифы уже выросли в среднем на 40%, отмечает она, «и, к сожалению, могут продолжить рост в ноябре-декабре». Руководитель направления международных автоперевозок Noytech Supply Chain Solutions Иван Головко оценивает рост тарифов в 30–40%.

Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев также отмечает продолжение роста тарифов на фоне дефицита предложения со стороны автоперевозчиков и остановки роста объемов перевозок. « Это связано как с удорожанием кредитов для бизнеса автоперевозок, так и с нестабильностью курса рубля для импортеров товаров,— говорит он.— До конца года мы ожидаем рост тарифов дополнительно минимум на 15%. При этом на рынке перевозок по-прежнему будет наблюдаться определенный дефицит».

По словам Санджара Ашуралиева, если ситуация с техникой постепенно исправляется, так как на рынке появляются предложения от китайских и отечественных производителей, то для решения проблемы дефицита водителей необходим комплекс мер, реализуемых на государственном уровне. « Считаем важным повысить привлекательность отрасли путем обеспечения достойного уровня заработной платы и привлечения в профессию молодежи, а также снять законодательные ограничения на работу водителей-иностранцев»,— говорит господин Ашуралиев. Необходимо активно повышать престиж профессии водителя и уровень заработной платы, чтобы привлечь новые кадры и удержать опытных специалистов, уверен Иван Головко.

Игорь Чернышев отмечает, что сейчас для владельцев автопарков основной проблемой является стоимость ввода в эксплуатацию новых грузовиков. « Речь идет о расходах на оснащение дополнительным оборудованием (навигация, тахографы и пр.) и на страхование (от 500 тыс. руб.),— говорит он.— В настоящее время это суммарно около 3,5 млн руб.». Данные затраты в пересчете на весь автопарк, включая заправку топливом, составят уже десятки миллионов рублей. Для бизнеса, говорит господин Чернышев, это существенные операционные расходы, и кредитная нагрузка только возрастет. « Поэтому доступ к более дешевым деньгам мог бы существенно снизить нагрузку на наш бизнес»,— отмечает он.

«Глобально решить проблемы в высокий сезон мы уже не успеем (добавить на рынок водителей и дешевых машин),— уверена Маргарита Табунова.— Необходимо работать над повышением оборачиваемости имеющейся техники: быстрая загрузка и выгрузка на складах, круглосуточная работа распределительных центров и грузоотправителей, выравнивание спроса в рамках недели и месяца». Если не решать эти вопросы сообща, спекуляция на рынке перевозок может выйти из-под контроля, что повлечет за собой глобальный рост инфляции и банкротства мелких и средних предприятий, добавляет она.

После начала нового года цены на общественный транспорт, поездки в поезде, алкоголь и другие товары в России традиционно повышаются. Что именно и на сколько подорожает на этот раз — в материале РБК

Что и на сколько подорожает в начале 2023 года

Одной из первых неприятностей, с которыми столкнутся в 2023 году жители крупных городов России, станет повышение цен на проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро. Так, например, в Москве стоимость одной поездки в наземном транспорте, метро, МЦК и МЦД (зона «Центральная») по карте «Тройка» (билет «Кошелек») с 2 января вырастет
на 4 руб., с 46 до 50 руб. (плюс 8,7%), а залоговая стоимость самой «Тройки» — на 30 руб. (с 50 до 80 руб., плюс 60%). В то же время разовый «Единый» билет, по которому можно совершить одну поездку, подорожает на 1 руб., с 61 до 62 руб., разовая поездка по банковской карте — на 5 руб., с 51 до 56 руб. (плюс 9,8%), а по тарифу «90 минут» (в течение полутора часов можно совершить одну поездку на метро, монорельсе, МЦК или МЦД и неограниченное число поездок на наземном транспорте) — на 6 руб., с 69 до 75 руб. (плюс 8,7%). Стоимость проезда с оплатой по биометрии (Face Pay) не изменится, оставшись на уровне 46 руб., абонементы на год также не подорожают (на меньшие сроки вырастут в цене на 7,5–8%), а школьники и студенты смогут даже сэкономить благодаря появлению
нового типа проездных.

В Санкт-Петербурге проезд в общественном транспорте стал дороже на день раньше, чем в Москве. Уже с 1 января жетон на одну поездку в метро (такими обычно пользуются туристы) здесь подорожал
на 5 руб., с 65 до 70 руб. (плюс 7,7%), а стоимость разовой поездки в наземном транспорте вырастет с 60 до 65 руб. (плюс 8,33%). Для тех, кто пользуется картами «Подорожник», стоимость проезда осталась ниже, но тоже поднялась — цена одной поездки по карте в метро теперь составляет 49 руб. (было 45 руб., плюс 8,88%), а в наземном транспорте — 44 руб. (было 40 руб., плюс 10%). Различные виды проездных билетов подорожали в среднем на 8,2%.

Что и на сколько подорожает в начале 2023 года

Билеты на поезда

С 1 января 2023 года стоимость билетов в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования (цены на них регулирует государство) в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы (ФАС) выросла на 8,1%. Одновременно с этим АО «Федеральная пассажирская компания» («дочка» РЖД) повысила
на те же 8,1% цену билетов в купейные и спальные вагоны (СВ) и вагоны класса люкс, стоимость которых ФАС не регулирует.

Дороже в 2023 году будут и поездки в пригородных поездах, следующих по различным регионам России. Так, например, в подмосковных электричках с 2 января стоимость проезда повысится
с 29 до 30 руб. (плюс 3,45%) за тарифную зону, а в пределах Москвы — 47 руб. вместо 46. На маршрутах из зоны «Центральная» в зону «Пригород» и в обратном направлении, а также из зоны «Пригород» в зону «Пригород», в том числе при проезде через зону «Центральная», стоимость поездки вырастет с 60 до 65 руб. по билету «Кошелек» и с 65 до 71 руб. при оплате проезда с помощью банковских карт. Для сравнения: в Волгоградской области стоимость проезда в пригородных поездах с 1 января выросла
на 5%, с 20 до 21 руб. за тарифную зону, а в пригородных электричках Новосибирска
 — на 11%, с 27 до 30 руб.

Что и на сколько подорожает в начале 2023 года

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России проиндексировали
досрочно, с 1 декабря 2022 года, и до середины лета 2024 года новых повышений пока не планируется. Но именно январь 2023 года для многих станет первым месяцем, когда ежемесячный платеж за ЖКХ они будут вносить по новым, повышенным ставкам (по правилам оплатить декабрьскую квитанцию нужно до 10 января). По данным
Минэкономразвития, с 1 декабря сумма в платежке для российской семьи из трех человек вырастет в среднем на 324 руб. в месяц.

Что и на сколько подорожает в начале 2023 года

Кредиты на покупку жилья в новостройках в рамках льготной программы с господдержкой станут дороже — с 1 января 2023 года ставка по ним повышается
с 7 до 8% годовых.

Что и на сколько подорожает в начале 2023 года

Алкоголь и напитки

С 1 января 2023 года в России повышаются минимальные розничные цены на крепкий алкоголь, ниже которых спиртное в магазинах продаваться не может. В соответствии с приказом
Минфина минимальная стоимость поллитровки повышается:

  • для водки — с 261 до 281 руб.;
  • для коньяка — с 480 до 517 руб.;
  • для бренди — с 348 до 375 руб.

Минимальную розничную цену на игристые вина Минфин решил
поднять сразу в 1,4 раза — с 169 до 239 руб.

Однако подорожает не только самый дешевый алкоголь, но и те спиртные напитки, цены на которые были куда выше минимальных отметок. Это связано со вступлением в силу новых ставок акцизов. Например, для крепкого алкоголя ставка поднимется с 589 до 613 руб. за «литр безводного этилового спирта». Вырастут акцизы и на менее крепкие алкогольные напитки: вина, сидр, пиво и т.д.

Кроме того, с 1 июля 2023 года вступит в силу новый закон
, в соответствии с которым в России будет введен акциз на лимонады и другие сахаросодержащие напитки, за исключением соков, морсов, молочных напитков, кваса, алкоголя и т.д., в размере 7 руб. за литр. По разным оценкам, цены на такие напитки после введения акциза могут вырасти на 25%
или даже на 30–40%
.

Что и на сколько подорожает в начале 2023 года

В 2023 году минимально допустимая цена пачки сигарет вырастет
с 112 до 117 руб., хотя до конца марта сигареты, выпущенные в России до конца 2022 года или ввезенные до этой даты в страну, могут продаваться по старой цене. Более дорогие табачные изделия вырастут в цене в среднем на 3–4% в связи с повышением
ставок акцизов. Для сигарет минимальная ставка акциза вырастет с 3333 до 3467 руб. за 1 тыс. штук, на сигары — с 268 до 278 руб. за штуку, а на трубочный, жевательный или нюхательный табак — с 3958 до 4116 руб. за 1 кг.

Что и на сколько подорожает в начале 2023 года

В 2023 году автовладельцам придется больше платить за проведение техосмотра их машин. Стоимость этой услуги определяют власти регионов, и с 1 января во многих из них она значительно подорожает
. Так, например, в Санкт-Петербурге ценник для легкового автомобиля поднимется
почти вдвое (с 881 до 1543 руб.), в Орловской области — более чем втрое (с 300 до 913 руб.
) а в Москве — лишь на четверть, с 720 до 913 руб. В среднем по России процедура техосмотра легковой машины подорожает на 57%
.

Что и на сколько подорожает в начале 2023 года

С 2 января проезд по Московскому скоростному диаметру (МСД) останется бесплатным — если говорить о легковых автомобилях — для машин с номерами Москвы и Московской области. Водителям авто с номерами других регионов за транзитный проезд по МСД придется заплатить
950 руб. Избежать платы пересекающий Москву транзитник может, задержавшись в пределах ЦКАД более чем на сутки. Например, остановившись по делам в Долгопрудном.

Что и на сколько подорожает в начале 2023 года

Размер пошлин, взимаемых с граждан России за предоставление им различных «бумажных» услуг, менять пока не планируется. Однако платить за них в 2023 году многим придется больше привычного. Дело в том, что с 1 января 2023 года прекращается действие льготы, благодаря которой оформить загранпаспорт или заказать копию свидетельства о рождении через портал «Госуслуги» можно было со скидкой 30%
.

Что и на сколько подорожает в начале 2023 года

Отдых в Турции

С 1 января 2023 года в Турции вводится
новый налог на проживание в отелях, гостевых домах и других местах размещения. Базовая ставка налога составляет 2% от стоимости проживания с учетом дополнительных услуг, однако президент Турции сможет и уменьшать ее, и увеличивать. Новый налог отельеры так или иначе заложат в цену проживания как для самостоятельных туристов, так и для некоторых клиентов туроператоров, то есть отдых в турецких отелях станет дороже, предупредили
в Ассоциации туроператоров России.

Какие товары подорожают больше других

Предпосылок для стабилизации ситуации на рынке эксперты пока не видят

На российском потребительском рынке продолжается рост цен, который не остановится и в ближайшие полтора месяца. По оценке Росстата, в сентябре инфляция в годовом измерении разогналась почти до 5,5%. Судя по прогнозам ЦБ, на этом она не остановится, и до конца текущего года достигнет уровня в 6-7%. И только в следующем году вернется к целевому порогу в 4%. Но до следующего года еще далеко, гораздо актуальнее вопрос, что будет с потребительскими ценами в ближайшие недели и месяцы? Какие факторы работают на повышение инфляции, и какие товары и продукты подорожают сильнее всего? Эти вопросы «МК» адресовал экспертам.

Наталья МИЛЬЧАКОВА, ведущий аналитик, Freedom Finance Global:

«Больше всего в этом году подорожает продукция из разряда непродовольственных товаров и скорее всего — автомобильный бензин. По крайней мере, из непродовольственных товаров у моторного топлива в августе были самые высокие темпы роста. Теперь скорость удорожания стоимости продовольствия не уступает повышению стоимости самого востребованного в странах континента горючего. В связи с этим, будущее подорожание бензина может повлиять на издержки многих компаний, что будет перекладываться в цены производимых ими товаров. Повлияет также и подорожание импортной продукции. Скорее всего, максимального роста цен стоит ожидать к концу года, когда прекратят действовать факторы сезонной дефляции. Этот процесс коснется, в первую очередь, плодоовощной продукции (в основном за счет импорта), куриного мяса, птичьих яиц, возможно, рыбы, икры и востребованных консервов. Из непродовольственных товаров, вероятнее всего, подорожают ноутбуки и смартфоны. А в секторе услуг больше всего поднимутся в цене услуги мобильной связи и интернета, а также может вырасти стоимость блюд в ресторанах и кафе, включая фаст-фуд».

Сергей СУВЕРОВ, инвестиционный стратег УК «Арикапитал»:

«Давайте будем честными: в этом году инфляционный разгон в понимании рядового населения превысит уровень в 10%. Официальная инфляция при этом составит не более 7-8%. На первый взгляд два-три процента не играют особенной роли и вроде как не отягощают потребительский кошелек. На самом деле это не так. Населению в массовом порядке приходится брать кредиты для удовлетворения своих сиюминутных нужд, усугубляя тем самым финансовую ситуацию в стране.

Артем ТУЗОВ, директор департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс»:

«Влияющие на инфляцию факторы можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся инфраструктурные тарифы государства: рост цен на газ, бензин и мазут, электроэнергию, а также на продукты первой необходимости — главным образом, на продовольствие. Их повышение так или иначе регулируется местными властями и подтверждаются на общенациональном уровне правительственными ведомствами. При росте таких инфраструктурных тарифов и цен, увеличение инфляции неизбежно. Хотя бы потому, что перевозка грузов становятся более дорогими и менее рентабельным удовольствием. Причем расходы на перевозку порой в разы превосходят объем различных затрат, в частности, на документооборот и процессуальное рассмотрение требуемых в различных европейских ведомствам справок для доставки груза.

Что касается внешних факторов, то к ним относится курс рубля к иностранным валютам, а он за последние полтора месяца, как известно, сильно ослаб. Надо иметь в виду и инфляционную ситуацию в других странах. Так, товары из Турции при местной инфляции в 58% с начала года не могут не подорожать на локальном рынке. С другой стороны, турецкая лира, как и рубль, снижается к мировым резервным  валютам. Товары из Китая, где зафиксирована относительно мягкая инфляция в 0,1%, дорожают в основном из-за обесценения юаня. К тому же в Поднебесной возникла тайские сложная ситуация с ценами на бензин, которые в опте дорожают быстрее, чем в рознице. Все это отражается на товарах на российском потребительском рынке, поскольку именно Турция и Китай – сейчас наши главные международные поставщики».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *