КАКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА ЯВЛЯЮТСЯ ПРИОРИТЕТНЫМИ

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 65

1. В компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров.

К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся следующие вопросы:

1) определение приоритетных направлений деятельности общества;

2) созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 статьи 55 настоящего Федерального закона;

3) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

4) установление даты определения (фиксации) лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества в соответствии с положениями главы VII настоящего Федерального закона и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 514-ФЗ)

5) увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом это отнесено к его компетенции;

6) размещение обществом дополнительных акций, в которые конвертируются размещенные обществом привилегированные акции определенного типа, конвертируемые в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов, а также размещение обществом облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ)

7) определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения или порядка ее определения и цены выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2012 N 282-ФЗ)

7.1) утверждение решения о выпуске акций общества и эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в его акции, утверждение проспекта ценных бумаг общества;

(пп. 7.1 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 514-ФЗ)

8) приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 210-ФЗ)

9) образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;

9.1) формирование комитетов совета директоров (наблюдательного совета) общества, утверждение внутренних документов, которыми определяются их компетенция и порядок деятельности, определение их количественного состава, назначение председателя и членов комитета и прекращение их полномочий;

(пп. 9.1 введен Федеральным законом от 19.07.2018 N 209-ФЗ)

9.2) определение принципов и подходов к организации в обществе управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита;

(пп. 9.2 введен Федеральным законом от 19.07.2018 N 209-ФЗ)

10) определение размера оплаты услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества и рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии общества вознаграждений и компенсаций, если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии является обязательным;

(в ред. Федеральных законов от 19.07.2018 N 209-ФЗ, от 16.04.2022 N 114-ФЗ)

11) рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;

12) использование резервного фонда и иных фондов общества;

13) утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;

13.1) утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если уставом общества это отнесено к его компетенции;

(пп. 13.1 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

14) создание филиалов и открытие представительств общества, если уставом общества это не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа общества;

(пп. 14 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

15) согласие на совершение или последующее одобрение сделок в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

(пп. 15 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 343-ФЗ)

16) согласие на совершение или последующее одобрение сделок, предусмотренных главой XI настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 343-ФЗ)

17) утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;

17.1) принятие решений об участии и о прекращении участия общества в других организациях (за исключением организаций, указанных в подпункте 18 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона), если уставом общества это не отнесено к компетенции исполнительных органов общества;

(пп. 17.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 146-ФЗ)

17.2) обращение с заявлением о листинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции общества, если уставом общества это отнесено к его компетенции;

(пп. 17.2 введен Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ)

18) иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом общества.

2. Вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) стратегическое планирование — деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

2) государственное управление — деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

3) муниципальное управление — деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития;

4) целеполагание — определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

5) прогнозирование — деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

6) планирование — деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания;

7) программирование — деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания;

8) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования — деятельность участников стратегического планирования по комплексной оценке хода и итогов реализации документов стратегического планирования, а также по оценке взаимодействия участников стратегического планирования в части соблюдения принципов стратегического планирования и реализации ими полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

9) система стратегического планирования — механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения;

10) документ стратегического планирования — документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными участниками стратегического планирования;

11) корректировка документа стратегического планирования — изменение документа стратегического планирования без изменения периода, на который разрабатывался этот документ стратегического планирования;

12) методическое обеспечение стратегического планирования — разработка и утверждение требований и рекомендаций по разработке и корректировке документов стратегического планирования;

13) цель социально-экономического развития — состояние экономики, социальной сферы, которое определяется участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями;

14) задача социально-экономического развития — комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые должны быть проведены в определенный период времени и реализация которых обеспечивает достижение целей социально-экономического развития;

15) результат социально-экономического развития — фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями;

16) очередной год — год, следующий за текущим годом;

17) отчетный год — календарный год с 1 января по 31 декабря включительно, предшествующий текущему году;

18) отчетный период — отчетный год и два года, предшествующие отчетному году;

19) среднесрочный период — период, следующий за текущим годом, продолжительностью от трех до шести лет включительно;

20) долгосрочный период — период, следующий за текущим годом, продолжительностью более шести лет;

21) стратегический прогноз Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о стратегических рисках социально-экономического развития и об угрозах национальной безопасности Российской Федерации;

22) прогноз научно-технологического развития Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на долгосрочный период;

23) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о внешних и внутренних условиях, направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный или долгосрочный период;

24) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации;

25) документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации — утверждаемые (одобряемые) Президентом Российской Федерации документы стратегического планирования, определяющие стратегические приоритеты, цели и меры внутренней и внешней политики, характеризующие состояние национальной безопасности Российской Федерации;

26) стратегия пространственного развития Российской Федерации — документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и направленный на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации;

27) отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации — документ, в котором определены приоритеты, цели и задачи государственного и муниципального управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного и муниципального управления Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

28) план деятельности федерального органа исполнительной власти — документ стратегического планирования, содержащий цели, направления, индикаторы, планируемые промежуточные и окончательные результаты деятельности федерального органа исполнительной власти на среднесрочный период и предусматривающий в рамках установленных полномочий федерального органа исполнительной власти обеспечение реализации документов стратегического планирования;

29) стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации — документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;

30) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный или долгосрочный период;

31) государственная программа Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

32) государственная программа субъекта Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

33) стратегия социально-экономического развития муниципального образования — документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период;

34) прогноз социально-экономического развития муниципального образования — документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

35) муниципальная программа — документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования;

36) макрорегион — часть территории Российской Федерации, которая включает в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования;

37) стратегия научно-технологического развития Российской Федерации — документ стратегического планирования, определяющий стратегические цели и основные задачи, направления и приоритеты государственной политики, направленные на устойчивое, динамичное и сбалансированное научно-технологическое развитие Российской Федерации на долгосрочный период;

(п. 37 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ)

Положения данного документа (в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 351-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим после 01.10.2023.

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников.

В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются настоящим Кодексом, другими законами и уставом корпорации.

(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

2. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:

определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

утверждение и изменение устава корпорации;

определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные настоящим Кодексом и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом.

3. В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).

К компетенции указанных в настоящем пункте органов корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и созданного в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи коллегиального органа управления.

4. Наряду с исполнительными органами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

Члены коллегиального органа управления корпорации имеют право получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, требовать возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1), оспаривать совершенные корпорацией сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также требовать применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 65.2 настоящего Кодекса.

метры системы. Существует очень большое число альтернативных вариантов такого рода технологий, и соответствующий эффект от их применения упрощенно можно представить блок-схемой (рис. 2).

Универсализация совокупности факторов, основанная на применении современных форм технологий, способна дать более качественный уровень развития экономики, а в совокупности с элементами планирования, прогнозирования и стимулирования обеспечит дополнительные витки развития. Анализ инновационных технологий дает возможность производства новой или усовершенствования имеющейся продукции, позволяет модернизировать технологический процесс и наладить сбыт продукции. Перспективными последствиями ожидается рост технических возможностей, но и любая новая стратегия или технология несет в себе скрытые и сложнопрогнозируемые угрозы, относящиеся также к факторам прямого и косвенного воздействия.

Страх перед риском, ослабляющий сближение с новыми технологиями, рано или поздно приведет к потере своей доли рынка и снижению конкурентоспособности продукции. В анализируемом регионе конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, но еще и теми субъектами рыночной среды, которые могут выйти на конкурентный рынок. В Южном федеральном округе весомое конкурентное преимущество отведено Краснодарскому и Ставропольскому краям, а также Ростовской обл., широко производящим равнозначную и замещающую продукцию.

Таким образом, можно прийти к выводу, что для противостояния экономическим и политическим кризисам в условиях ведения расширенного воспроизводства необходима совокупность факторов внешней и внутренней среды, обеспечивающая положительное воздействие на функционирование всей системы.

Б. А. Нефедов, доктор техн. наук, профессор Д. И. Владимиров, аспирант

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Для повышения эффективности деятельности предприятия необходимо исследовать существующие направления решения данной проблемы, изучить факторы, влияющие на эффективность предприятия, и в первую очередь определить понятие эффективности, выявить показатели, по которым можно оценивать, измерять правильность выбора и эффективность реализуемых направлений совершенствования деятельности, а значит, и повышение эффективности работы всего предприятия.

По мнению авторов, при всей важности и значимости прибыль не может быть единственным показателем эффективности деятельности предприятия, так как лишь опосредованно характеризует социальную деятельность предприятия, качество и организацию труда персонала.

Для всесторонней оценки эффективности предприятия необходима система показателей, в которой могут быть использованы как абсолютная величина — прибыль, так и относительные показатели,

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что большинство специалистов под эффективностью деятельности предприятия понимают соотношение полученных результатов к затратам на их достижение. Для повышения эффективности деятельности предприятия необходимо выбрать наиболее важный показатель, на который следует ориентироваться при выборе направлений ее повышения.

Сложность выбора подобного показателя, по мнению авторов, заключается в том, что, во-первых, тот или иной показатель приобретает прио-

ритетное значение в зависимости от ситуации, условий, специфики деятельности, функциональных целей. Во-вторых, как было отмечено выше, различные специалисты в области управления, экономики выдвигают на первый план, множество показателей или их сочетание.

Однако считаем, что важнейшим и наиболее универсальным показателем эффективности хозяйственной деятельности предприятия является прибыль, т. е. разница между результатами и затратами на достижение этих результатов, а также показатели, построенные на базе прибыли. Прибыль является основным результирующим показателем деятельности предприятия, который представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности.

Для того чтобы повысить эффективность деятельности предприятия, прежде всего необходимо определить, какие факторы и в какой степени влияют на прибыль — основной результирующий показатель эффективности деятельности предприятия.

Для систематизации факторов в теории и практике управления и экономики разработаны их классификации по различным признакам.

Одной из наиболее важных классификаций, по мнению авторов, является разделение всех факторов на факторы внешние и внутренние.

В условиях формирования рыночной среды эффективность деятельности предприятия в значительной степени зависит от внешних факторов, на которые в большинстве случаев предприятие не способно оказать какое-либо серьезное влияние. Поэтому рассмотрим более подробно внутренние факторы, влияющие на эффективность деятельности предприятия.

Внутренние факторы являются ситуационными переменными внутри предприятия, представляющими собой результаты управленческих решений.

Авторы поддерживают эту точку зрения, так как от индивидуальных особенностей и способностей сотрудников часто в определяющей мере зависит, сможет ли предприятие эффективно развиваться и использовать свои внутренние возможности в конкурентной борьбе.

При определении направлений повышения эффективности деятельности предприятия необходимо учитывать в первую очередь человеческий фактор, который оказывает наиболее сильное влияние, как отрицательное, так и положительное.

Необходимо учитывать, что именно персонал предприятия формирует его внутреннюю среду, которая в современных условиях развития производства, научно-технического прогресса, увеличения доли и роли творческого умственного труда играет решающую роль в развитии предприятия, повышении конкурентоспособности и, следовательно, эффективности его деятельности.

Таким образом, мы пришли к выводу, что на важнейший показатель эффективности деятельности предприятия — прибыль оказывают влияние разнообразные факторы, среди которых основополагающее место занимает качество организации персонала (профессиональное управление персоналом).

В условиях ограниченных ресурсов необходимо выявить пути, благодаря которым можно достигнуть наибольших результатов в наименьшие сроки на пути к повышению эффективности деятельности предприятия, иными словами, выявить приоритетные направления повышения эффективности управления персоналом предприятия как одного из основных внутренних резервов в условиях конкурентной борьбы.

Но каким бы квалифицированным ни было воздействие на персонал предприятия, первоочередное значение имеют индивидуальные способности каждого работника. Следовательно, возможность повышения эффективности деятельности предприятия на основе совершенствования человеческого фактора находится в прямо пропорциональной зависимости от способностей каждого члена коллектива предприятия и всей совокупности персонала в целом.

Человеческие способности трансформируются в многообразные виды реакции, операции, действий и поступков, которые, в свою очередь, входят в структуру социального поведения. В этой связи они проявляются как фактор функционального взаи-

модействия со средой обитания (физической, биологической, технологической и социальной) и адекватного реагирования на ее стимулы.

Среди способностей человека особое место занимают специальные или профессиональные способности, развивающиеся на основе общих умственных, базовых, творческих и учебных способностей.

Наряду с другими способностями выделяют способности сотрудника к развитию предприятия, т. е. к повышению эффективности его деятельности. Они непосредственно связаны с профессиональными способностями, так как при низком уровне развития специальных знаний, навыков, квалификации работник не сможет своей трудовой деятельностью эффективно способствовать предприятию в повышении результативности его хозяйственной деятельности. Однако сотрудник может обладать высокими профессиональными способностями и в то же время не прикладывать усилий к развитию предприятия. Иными словами, способности к развитию предприятия не могут существовать у работника без профессиональных способностей, однако наличие высоких профессиональных способностей не обязательно свидетельствует о высоких способностях к развитию предприятия.

Таким образом, мы пришли к выводу, что важнейшим направлением повышения эффективности деятельности предприятия является повышение эффективности управления его персонала, которое, в свою очередь, находится в непосредственной зависимости от уровня развития способностей работников, и в первую очередь от уровня развития способностей индивида к развитию предприятия.

Рассмотрим, посредством каких условий, факторов или методов воздействия можно влиять на совершенствование способностей персонала, повышение эффективности его деятельности и, следовательно, всего предприятия в целом.

Эффективность воздействия на трудовую деятельность через воздействие на способности, безусловно, зависит не только от качества управленче-

ского воздействия, но и от потенциальных возможностей личности, а результат воздействия выражается в фактическом проявлении способностей, т. е. в качестве выполняемой человеком работы.

1. На современном этапе развития экономических отношений одним из важнейших условий выхода из кризиса является решение проблем повышения эффективности деятельности предприятий.

2. В ходе проведенного анализа установлено, что важнейшим и наиболее универсальным показателем эффективности хозяйственной деятельности предприятия является прибыль, т. е. разница между результатами и затратами на достижение этих результатов, а также показатели, построенные на базе прибыли.

3. Для того чтобы повысить эффективность деятельности предприятия, прежде всего необходимо определить, какие факторы и в какой степени влияют на прибыль — основной результирующий показатель деятельности предприятия. В ходе анализа установлено, что на важнейший показатель эффективности деятельности предприятия — прибыль оказывают влияние разнообразные факторы, среди которых основополагающее место занимает качество организации персонала (профессиональное управление персоналом).

4. Персонал предприятия является важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операции выбранным технологиям. Персонал предприятия формирует его внутреннюю среду, которая в современных условиях развития производства, научно-технического прогресса, увеличения доли творческого умственного труда играет решающую роль в развитии предприятия, повышении конкурентоспособности и, следовательно, эффективности его деятельности.

5. Уровень использования потенциальных возможностей сотрудников зависит от эффективности управления персоналом предприятия. Одним из важных направлений наращивания потенциала персонала является повышение уровня развития способностей сотрудников.

6. Полнота использования способностей персонала зависит от направления и эффективности мо-тивационного воздействия, побуждающего людей к деятельности, направленной на достижение об-

щих целей предприятия, повышение эффективности его деятельности.

7. Основным видом мотивации является мотивация, основанная на материальном стимулировании персонала, следовательно, необходимы исследования и поиск наиболее эффективных рычагов воздействия на работников этого вида мотивации с акцентом на повышение эффективности деятельности предприятия в целом.

1. Брагин, Л. Д. Предприятие: экономические и организационные аспекты деятельности / Л. Д. Брагин, Т. И. Данько. — М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Ермаков, Р. Г. Управление персоналом / Р. Г. Ермаков. — СПб.: Питер, 1997.

3. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Дело, 1997.

4. Русинов, Ф. М. Современный российский менеджмент / Ф. М. Русинов, М. Л. Разу. — М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.

5. Виханский, О. С. Стратегическое управление: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / О. С. Виханский. — М.: Гар-дарики, 2002.

6. Токарев, Е. А. Повышение эффективности деятельности организации на основе совершенствования мотивации персонала в условиях рынка / Е. А. Токарев. — М., 2000.

7. Поршнев, А. Г. Управление организацией / А. Г. Порш-нев, З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин. — М.: ИНФРА-М, 1998.

8. Волкова, О. И. Экономика предприятия / О. И. Волкова, Ю. Ф. Елизаров. — М.: ИНФРА-М, 2000.

Е. В. Худякова, доктор экон. наук, профессор А. А. Манохина, соискатель

О. А. Старовойтова, канд. с.-х. наук

Государственное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт картофельного хозяйства имени А. Г. Лорха»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРУПНОТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА КАРТОФЕЛЯ

Как в нашей стране, так и за рубежом, признано, что самыми эффективными являются крупнотоварные хозяйства, наиболее адаптированные к научно-техническому прогрессу.

Самые высокие урожаи картофеля во всех федеральных округах страны получены в среднем за 2001-2007 гг. на сельскохозяйственных предприятиях (СХП)*. Причем урожайность картофеля за этот период увеличилась на сельхозпредприятиях с 129 до 178 ц/га, или в 1,4 раза. Самая высокая урожайность картофеля в СХП в среднем за 2006-2007 гг. получена в Центральном (203 ц/га), Уральском (183 ц/га) и Приволжском (181 ц/га) федеральных округах. В этих же округах получены относительно высокие урожаи картофеля и в крестьянско-фермерских хозяйствах (табл. 1).

Устойчивая положительная тенденция значительного повышения урожайности картофеля в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ) России по сравнению с показателями личных подсобных хозяйств (ЛПХ) населения обусловлена более эффективным использованием сортовых ресурсов,

* Тульчев В. В. Формирование и эффективное функционирование агропромышленного комплекса РФ в рыночных условиях. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. — 272 с.

внедрением новой техники в отдельных крупнотоварных хозяйствах.

По оценкам специалистов, специализированные зоны производства картофеля на промышленной основе целесообразно создавать в наиболее благоприятных регионах России, где его возделывание с экономической точки зрения наиболее эффективно. Уровень урожайности и валового сбора картофеля — один из основных показателей, определяющих размещение его по регионам России.

Из 84 республик, краев, областей и автономных округов картофель возделывается в 82. Наиболее высокий удельный вес коллективный сектор сохранил в следующих 15 регионах России: Московская область, Республика Татарстан, Республика Чувашия, Нижегородская, Самарская, Ленинградская, Челябинская, Тюменская, Свердловская, Тульская, Брянская, Владимирская, Ярославская, Рязанская области, Республика Удмуртия. Занимая 53,3 % всех площадей в общественном секторе, сельскохозяйственные предприятия этих 15 регионов произвели 63,2 % картофеля при урожайности 211 ц/га, или 119 % от среднероссийской за 2006-2007 гг.

За 2003-2006 гг. в среднем на одно крестьянское (фермерское) хозяйство РФ количество пашни возросло с 51 до 58 га. Занимая 37 % площадей под

Исключительная компетенция совета директоров АО

К исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) АО относятся вопросы, которые при наличии в АО Совета директоров не могут быть переданы на рассмотрение других органов АО (общего собрания или исполнительных органов) даже на основании устава.

К исключительной компетенции совета директоров АО относятся следующие вопросы, (п. 1 ст. 65 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО):

1. Определение приоритетных направлений деятельности АО (пп. 1 п. 1 ст. 65 Закона об АО, см. также постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.07.2011 N Ф01-2900/11).

Для этого совету директоров рекомендуется установить основные ориентиры деятельности АО на долгосрочную перспективу, оценить и утвердить ключевые показатели основные бизнес-цели АО, оценить и одобрить стратегию по основным видам деятельности общества (п. 2.1.2 Части Б Кодекса корпоративного управления, направленного письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463, далее — Кодекс корпоративного управления).

2. Созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров, кроме случаев отказа в созыве внеочередного собрания либо непринятия решения в установленный срок (пп. 2 п. 1 ст. 65, пп. 8 ст. 55 Закона об АО);

3. Утверждение повестки дня общего собрания акционеров (пп. 3 п. 1 ст. 65 Закона об АО);

4. Определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров АО в соответствии с положениями главы 7 Закона об АО и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров (пп. 4 п. 1 ст. 65 Закона об АО);

5. Размещение АО дополнительных акций, если такое размещение не связано с увеличением уставного капитала АО, а также размещение обществом облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций (пп. 6 п. 1 ст. 65 Закона об АО);

6. Определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения или порядка ее определения и цены выкупа эмиссионных ценных бумаг (пп. 7 п. 1 ст. 65, ст. 77 Закона об АО), например:

6.1. Определение денежной оценки имущества, вносимого в оплату акций при оплате дополнительных акций неденежными средствами (п. 3 ст. 34 Закона об АО);

6.2. Определение цены дополнительных акций, размещаемых посредством подписки или порядка ее определения (п. 1 ст. 36 Закона об АО);

6.3. Определение цены размещения эмиссионных ценных бумаг АО, конвертируемых в акции, размещаемых посредством подписки (ст. 38 Закона об АО);

6.4. Определение цены выкупа акций АО по требованию акционеров (ст. 75 Закона об АО);

7. Приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг (пп. 8 п. 1 ст. 65 Закона об АО), например, выкуп акций обществом по требованию акционера (ст. 75 Закона об АО);

8. Рекомендации общему собранию акционеров по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) АО вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора (пп. 10 п. 1 ст. 65, п. 1 ст. 85 Закона об АО). Решение о выплате принимает общее собрание акционеров (п. 1 ст. 85 Закона об АО, см. также постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.05.2008 N Ф03-А51/08-1/1644);

9. Рекомендации общему собранию акционеров АО по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты.

Внимание

Размер дивидендов, принятый на общем собрании акционеров, не может быть больше размера дивидендов, рекомендованного советом директоров (пп. 11 п. 1 ст. 65, п. 3, п. 4 ст. 42 Закона об АО).

Если совет директоров АО не рекомендовал выплачивать дивиденды, то общее собрание акционеров не вправе принимать решение об их выплате (постановления ФАС Уральского округа от 20.03.2013 N Ф09-1855/13, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2012 N Ф07-5291/12).

10. Использование резервного фонда и иных фондов АО (пп. 12 п. 1 ст. 65, п. 1 и п. 2 ст. 35 Закона об АО).

Резервный фонд АО может быть использован для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций в случае отсутствия иных средств (п. 1 ст. 35 Закона об АО). Расходование советом директоров средств фондов общества допускается лишь в соответствии с направлениями использования фондов, которые были определены собранием акционеров;

11. Согласие на совершение и последующее одобрение крупных сделок, предметом которой является имущество стоимостью от 25 до 50% балансовой стоимости активов АО (пп. 15 п. 1 ст. 65, п. 2 ст. 79 Закона об АО), а также с 01.01.2017 — утверждение заключения о крупных сделках (абз. второй п. 2 ст. 78 Закона об АО);

12. Одобрение сделок с заинтересованностью в случаях, определяемых ст. 83 Закона об АО (пп. 16 п. 1 ст. 65), а также с 01.01.2017 — утверждение отчета о заключенных обществом в отчетном году сделках с заинтересованностью (абз. третий п. 1.1 ст. 81 Закона об АО);

13. Утверждение регистратора АО и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним (пп. 17 п. 1 ст. 65 Закона об АО).

С 1 июля 2015 г. к исключительной компетенции совета директоров АО не относится вопрос о создании филиалов и открытии представительств АО, поскольку такой вопрос уставом общества может быть отнесен с компетенции коллегиального исполнительного органа АО (пп. 14 п. 1 ст. 65 Закона об АО).

Для АО, работающих в некоторых сферах деятельности, законами могут быть установлены особенности правового положения, в том числе касающиеся компетенции совета директоров (п. 2 ст. 1 Закона об АО). Так, например, к исключительной компетенции совета директоров акционерного инвестиционного фонда дополнительно отнесено принятие решений о заключении и прекращении соответствующих договоров с управляющей компанией, со специализированным депозитарием, с регистратором, оценщиком и аудиторской организацией (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции, являются наиболее важными в деятельности совета директоров, поэтому рекомендуется решать их на заседаниях в очной форме (п. 168 Части Б Кодекса корпоративного управления).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *