Как открывали зсд

Парки и зеленые зоны

На Васильевском острове мало парков в отличие, например, от Приморского района. У нас в основном небольшие скверы, и со всех сторон они зажаты жилыми домами.

Когда меня спрашивают, где погулять на острове, я отвечаю: «На Смоленском кладбище». Гости думают, что это шутка. Но кладбище — это самая большая зеленая зона острова. Я любила гулять здесь с коляской.

На набережной Макарова, за территорией бывшего завода имени Калинина, планировали сделать парк «Заросли», но теперь городские власти хотят построить здесь дорогу. Зато появилась идея благоустройства парка в устье реки Смоленки. Он так и будет называться — парк на Смоленке. Его часть — Линейный парк, который должен пройти по западной оконечности острова вдоль Морской набережной и ЗСД. Это территория длиной 3,5 км от площади Беллинсгаузена до съезда с ЗСД на набережную.

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Проект парка на Смоленке — яркий и достойный пример того, как местные жители отстояли свое право на парк. Еще в 2008 здесь хотели построить «Театр песни Аллы Пугачевой». Позже — 70-метровый торговый центр с офисами. Затем — апарт-отель. И каждый раз островитяне выходили на митинги.

В итоге суд признал стройку на этом участке незаконной. Надеюсь, у нас наконец будет свой полноценный парк.

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Еще одним местом для прогулок на острове был выставочный комплекс «Ленэкспо». Его построили в 1960-х годах на намыве. Много лет там проводили мероприятия, в том числе международный Петербургский экономический форум.

Территорию комплекса не назовешь парком, зелени здесь немного, но я любила кататься на велосипеде и гулять с коляской вдоль залива. Там всегда было просторно и малолюдно. Это было, пожалуй, мое любимое место на острове.

Но в 2014 году на юге Петербурга открыли новый конгрессно-выставочный центр «Экспофорум», и интерес к «Ленэкспо» угас. Стали особенно активно говорить о том, что его корпусы не отвечают современным требованиям к проведению мероприятий высокого уровня. Вспомнили, что «Ленэкспо» неудобно расположен: от метро «Приморская» до него нужно ехать на наземном транспорте или идти полчаса пешком. В общем, нашлось множество причин, чтобы «Ленэкспо» снести.

В итоге в марте 2022 года разрушили старейшее здание комплекса — опытную станцию бывшего Морского института связи и телемеханики, НИМИСТ. Я видела, как его крушат, и это зрелище полоснуло ножом по сердцу.

Планируется, что на месте «Ленэкспо» появится многофункциональный жилой комплекс с квартирами бизнес-класса. Но я не исключаю, что это опять будет человейник, как на «Морском фасаде». Значит, жителям острова опять будет негде гулять, а транспортные и социальные проблемы Васильевского лишь усугубятся.

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как появился Василеостровский район

Васильевский остров — один из самых маленьких по площади районов Петербурга. Он состоит из двух крупных островов — Васильевского и острова Декабристов, который раньше называли Голодай. Острова разделены рекой Смоленкой. Также к району относится небольшой Серный остров, где никто не живет. На Серном острове есть два моста — Серный и мост Бетанкура, которые соединяют Ваську и Петроградский район.

На самом деле Васильевский остров — это не один, а два острова, которые омывают Нева и Финский залив

Застройка острова началась в 1710 году по приказу Петра Первого. Тогда на Ваське построили первое каменное здание во всем Петербурге — Меншиковский дворец.

История острова неразрывно связана с водой. О близости моря говорят даже названия улиц: Гаванская, Мичманская, Весельная, Парусная, Капитанская. Море затапливало Петербург 308 раз, и Васильевскому острову всегда доставалось. Первое наводнение произошло в 1703 году, тогда вода поднялась на два метра выше обычного уровня. А катастрофических наводнений в истории Петербурга было три — в 1777, 1824 и 1924 годах.

Только в 2011 году появилась дамба — через 32 года с начала стройки. Как подсчитали эксперты, за десять лет дамба предотвратила 26 наводнений и сэкономила 123 млрд рублей, полностью себя окупив.

Особенность острова в его геометрии. На Васильевском три проспекта — Большой, Средний и Малый. Они идут параллельно друг другу, и их названия отражают ширину. Перпендикулярно проспектам и параллельно друг другу идут еще 30 улиц, которые называют линиями. Первая линия называется Кадетской, у остальных 29 просто номера. На одной улице находятся сразу две линии. Строго говоря, линия — это не улица, а только ее половина.

На острове пять муниципальных образований. Это муниципальное образование «Гавань», оно находится на первом этаже обычного жилого дома на улице Шевченко

При наводнении 1924 года вода поднималась до уровня белой таблички

Ключевые этапы реализации проекта

1997 г. 17 ноябряРаспоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга №1261-р для целей реализации проекта учреждено Акционерное общество «Западный скоростной диаметр»
1999 г. 12 ноябряПриказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №119 создана рабочая группа по разработке проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2000 г. 01 февраляРаспоряжением Губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева утвержден акт выбора трассы автомобильной дороги  «Западный скоростной диаметр»
2003 г. 27 февраляПолучено положительное заключение ФГУП «Главгосэкспертиза России» по обоснованию  инвестиций в строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2004 г. 04 ноябряАО «ЗСД» совместно с группой проектных компаний во главе с АО «Институт «Стройпроект» приступили к разработке проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2005 г. 20 сентябряНачато строительство Южного участка ЗСД от транспортной развязки на пересечении с Краснопутиловской ул. и участок подключения  районов №3 и №4 Морского порта Санкт-Петербург в створе Автомобильной ул. 2006 г. 31 октябряРаспоряжением Правительства Российской Федерации №1494-р принято решение о реализации проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» на концессионной основе»
30 ноябряРаспоряжением Правительства РФ №1708-р проект строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» включен в перечень инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда РФ
2008 г. 30 октябряОткрыто движение на части Южного участка ЗСД от КАД до Краснопутиловской ул. 2009 г. 14 апреляПредседатель Правительства РФ Владимир Путин осмотрел ход строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» и одобрил предложение о начале строительства II очереди
2010 г. 19 маяНачато строительство Северного участка ЗСД, проходящего от транспортной развязки с Приморским пр. до  пересечения с трассой Е-18 «Скандинавия»
14 октябряОткрыто движение на части Южного участка ЗСД от Краснопутиловской ул. до Благодатной ул. 2011 г. 07 февраляОбъявлен открытый конкурс на право заключения соглашения о создании и эксплуатации ЗСД на основе государственно-частного партнерства. 14 маяНа открытом для движения участке ЗСД от КАД до Благодатной ул. введена платная эксплуатация
09 августаПод председательством Губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко состоялось заседание конкурсной комиссии, на котором были подведены итоги открытого конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации ЗСД на основе государственно-частного партнерства. Решением конкурсной комиссия партнером признан участник ООО «Магистраль северной столицы»
23 декабряВ присутствии Председателя Правительства РФ Владимира Путина подписано Соглашение о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2012 г. 10 октябряПри участии Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и Министра транспорта Максима Соколова открыто движение на всей протяженности Южного участка ЗСД до набережной реки Екатерингофки
20 декабря Состоялось финансовое закрытие по Соглашению о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2013 г. 01 мартаВ соответствии с условиями Соглашение о ГЧП началось строительство Центрального участка ЗСД от транспортной развязки с наб. Екатерингофки до правого берега Большой Невки
02 августаВ присутствии Президента РФ Владимира Путина открыт для движения Северный участок ЗСД
07 октябряНа открытом для движения участке ЗСД от Благодатной ул. до наб. Екатерингофки введен платный проезд
01 декабряВ соответствии с условиями Соглашения о ГЧП Южный участок ЗСД передан в эксплуатацию ООО «Магистраль северной столицы»
2014 г. 15 маяСеверный участок ЗСД передан в эксплуатацию  Партнеру  — ООО «Магистраль северной столицы»,  введен платный проезд
2016 г. 02 декабряВ присутствии Президента РФ Владимира Путина состоялось торжественная церемония открытия Центрального участка ЗСД и пуск движения по всей протяженности магистрали
04 февраляНа всей протяженности автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»  введен платный проезд
2019 г. 28 январяНачато строительство новой транспортной развязки ЗСД на пересечении с Новым шоссе  
03 сентябряНа новой транспортной развязке ЗСД на пересечении с Новым шоссе открыто движение
2021 г. 24 мартаНачато строительство Витебской развязки ЗСД (I этап строительства Широтной магистрали скоростного движения)
сентябрь Начато строительство новой транспортной развязки ЗСД на пересечении с ул. Шкиперский проток
14 сентябряОткрыто рабочее движение по транспортной развязке ЗСД с Шуваловским пр.

Образование

Детские сады. На Васильевском острове 46 детских садов, и это мало. Мой ребенок сменил три сада за последние три года, и ни один садик не находился во дворе моего или хотя бы соседнего дома.

В садик можно записаться через МФЦ или госуслуги, после этого ребенка ставят в общую очередь.

По закону место в детском саду обязаны дать, когда ребенку исполнилось три года. Но в законе не сказано, где именно должен быть садик, поэтому в три года запросто могут предложить сад на другом конце района — формально все по правилам.

Все вопросы с устройством ребенка в садик в Петербурге решают через районный отдел образования, родители его называют по старинке — РОНО. Обращаться к заведующим самих садов бесполезно: они все равно отправят в РОНО. В РОНО есть график, когда можно звонить и спрашивать, как продвигается очередь.

Я звонила в РОНО по поводу своего ребенка несколько месяцев, и мне отвечали одно и то же: мест нет. Тогда я пошла лично. Мне подтвердили, что мест в полноценный сад с 12-часовым пребыванием нет, но предложили два варианта:

  • Короткие творческие занятия с детьми. Ребенка нужно было водить раз или два в неделю в центр допобразования, где с ним будут заниматься час. Маме нужно присутствовать.
  • Группу кратковременного пребывания, где дети находятся четыре часа: утром или после обеда. Один раз детей кормят.

Я выбрала второй вариант, несмотря на то, что садик находился от нас очень далеко. Несколько месяцев я возила ребенка на коляске в этот сад, дорога занимала 40 минут. Я пыталась воспользоваться автобусом или троллейбусом, но с ними выходило еще дольше. Ребенок часто болел, поэтому в садик мы ходили нерегулярно.

В три года нам предложили садик в 15 минутах ходьбы от дома и с нормальным графиком пребывания. Мы начали туда ходить, но в новом учебном году пришлось перейти в третий сад. Чтобы остаться в предыдущем, требовалось доказать, что ребенок часто болеет. Мой ребенок болел часто, о чем свидетельствовали справки от педиатра, но оказалось, что все же недостаточно часто, чтобы остаться в этом садике. В итоге мы выбрали другой сад — еще ближе к дому. До садика 12 минут пешком.

Плата за сад зависит от посещаемости. Если принести справку от педиатра по болезни, сделают перерасчет. Мой ребенок часто болеет, поэтому сложно сказать, в какую сумму нам обходится сад. Но обычно это около 1000 Р в месяц, не считая сумм, которые собирает родительский комитет на разные нужды.

Нынешний садик нам нравится, там здоровая атмосфера, для детей проводят дополнительные занятия — приглашают маленькие планетарии и театры. Однако уже второй год в нашей группе работает один воспитатель, которому помогает заведующая. Кажется, такая же проблема есть и в других садиках, ведь помощнику воспитателя в садах предлагают зарплату всего 25 000—30 000 Р. Не думаю, что воспитатель получает намного больше. На родительских собраниях мамы возмущаются, что с детьми занимаются недостаточно. А я думаю, что это невозможно, когда просто нет людей.

На острове есть и частные детские сады, в том числе обучающие по системе Монтессори. Платить в таких садиках нужно от 25 000 до 50 000 Р за месяц. В случае болезни деньги за сад не возвращают даже при наличии справки от педиатра, разве что предложат скидку в следующем месяце. В частных садиках с детьми много занимаются, они даже изучают иностранные языки.

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Школы. На острове 36 общеобразовательных школ, шесть из них работают по гимназическим программам, 11 — с углубленным изучением отдельных предметов. Также есть академическая гимназия имени Д. Фаддеева, колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии, а также медицинский колледж — все это учебно-научные подразделения СПбГУ.

В 2021—2022 учебном году на острове набрали первый в районе кадетский класс пятиклассников. Он открыт в школе № 16.

Есть на острове и коррекционная школа № 4. Здесь учатся ребята с расстройствами интеллекта и различными формами аутизма. В эту школу приезжают из всех районов Петербурга и даже из других регионов России.

Это обычная школа недалеко от метро «Приморская»

Губернаторский физико-математический лицей с углубленным изучением физики, математики и информатики находится напротив метро «Василеостровская». Это одна из лучших школ Петербурга

Дополнительное образование. Однажды я пошла со своим двухлетним ребенком на занятие в Baby Club. Это сеть клубов раннего развития. До этого я как раз прочитала книгу «После трех уже поздно» президента компании «Сони» Масару Ибуки, где он говорил о важности развития детей до трех лет. Собственно, по этой системе и была разработана программа клуба.

В клубе было приятно и уютно, но детям, которые даже не умели говорить, показывали картинку с нарисованной птицей и повторяли, что это клест. Я не поняла, почему птицу просто не назвали птичкой. Занятие стоило 1000 Р и длилось час. Мы сходили один раз и больше не возвращались: слишком дорого, сложно, к тому же ходить было далеко.

Хотя мой ребенок не ходит в кружки, я постоянно изучаю, что предлагают районные дома культуры и творчества. Знаковый культурный объект на острове — ДК имени Кирова, построенный в 1930-х годах. Кружки сейчас работают там по сокращенному графику, так как дворец реконструируют. Внешне и изнутри он выглядит безжизненным: на первом этаже пустуют просторные холлы, на втором — коридоры.

Дворец сдает часть площадей под фестивали и выставки, а по средам вечером здесь бесплатно показывают фильмы. Администрация города хочет сделать в ДК «Центр развития инноваций», где будут коворкинг, бизнес-центр, зона лабораторий, шоурумы.

На острове есть несколько музыкальных школ. В переулке Каховского расположен Институт музыки театра и хореографии РГПУ имени А. Герцена. Когда я прохожу мимо, всегда слышу звуки фортепиано и вижу в окнах, как проходят уроки хореографии.

На проспекте КИМа, в здании бывшего конструкторского бюро НПП «Сигнал», работает творческое пространство — эколофт More place. Здесь есть мастерские, киностудии, образовательные, музыкальные и спортивные секции. Можно научиться лепить глиняные горшки, заплетать африканские косы и делать натуральные свечи.

На первом этаже здания находится Небольшой драматический театр — НДТ. Я иногда хожу сюда, в том числе на детские спектакли. Это камерный театр на 75 мест с уже знакомыми и полюбившимися актерами. Мы были там на спектакле «Волшебник страны Оз» — ребенок остался доволен. Билет стоил 800 Р, причем цена одинаковая для взрослых и детей.

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Спорт. У нас неспортивная семья, поэтому о спорте на острове я могу сказать мало. В 2011 году я год ходила в фитнес-центр «Спарта» на балет, но после смены преподавателя оставила занятия. Также я нерегулярно ходила в бассейн на улице Гаванской. Это специальное заведение для детей с поражением опорно-двигательного аппарата, но есть график, когда в бассейн могут ходить все желающие. В бассейне четыре дорожки длиной по 25 метров и глубиной от 1 до 1,4 метра. Разовое посещение стоит 400 Р.

Муж также ходил в бассейн спортивного клуба «ВМФ». Это большой бассейн с восемью дорожками длиной по 50 метров и глубиной от 2 до 6 метров. Не знаю, как там сейчас, но раньше было грязно: муж рассказывал, что все время боялся подхватить в душе грибок. Абонемент в большой бассейн сейчас стоит 3600 Р: это четыре занятия в месяц вместе с тренером.

Для детей на Васильевском есть специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва. Здесь учат баскетболу, волейболу, шахматам, дзюдо. Еще одна спортивная школа — № 2 на Наличной улице. Здесь занимаются легкой атлетикой, футболом, настольным и большим теннисом, бадминтоном и акробатическим рок-н-роллом. А в Центре физической культуры, спорта и здоровья преподают хоккей с шайбой, футбол, фигурное катание, танцевальный спорт, фитнес-аэробику, спортивную аэробику, легкую атлетику, занимаются адаптивной физкультурой, настольным теннисом, полиатлоном.

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Студенческая жизнь. На острове много вузов: Санкт-Петербургский государственный университет — СПбГУ, Горный университет, Морская академия имени адмирала Макарова, педагогический университет имени Герцена, Академия художеств, Северо-Западный институт управления РАНХиГС при президенте РФ. Всего на Ваське более 50 вузов и факультетов. Ежедневно на острове учатся 55 000 студентов.

Из 27 учебно-научных подразделений СПбГУ на острове находятся 17. Также на Васильевском восемь общежитий университета. В двух из них я жила — на улице Кораблестроителей, или «на Кораблях», как говорят студенты, и на улице Шевченко. Я прожила в общежитиях пять лет, сменив за это время четыре комнаты.

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Раньше можно было написать заявление на факультет о том, с кем хочешь жить в общежитии. Но на моей памяти эти пожелания никогда не учитывали, селили студентов как придется. Первые годы я, студент-международник, жила в блоке с журналистами, менеджерами и социологами. А ближе к концу обучения — только с журналистами.

«Корабли» — это общежитие блочного типа. Блок — это фактически квартира из двух комнат с общей маленькой кухней, которая совмещена с коридором. В блоке также есть раздельный санузел. На этаже находится несколько блоков, они друг напротив друга вдоль длинного коридора. На первом этаже общежития есть прачечная. На втором — столовая, место для игры в настольный теннис и диван, чтобы просто посидеть. Так все было при мне. Не знаю, так ли там сейчас.

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Транспорт

На Васильевском острове 16 мостов, из которых шесть соединяют остров с другими районами: Серный, мост Бетанкура, Тучков, Биржевой, Дворцовый и Благовещенский.

Последние четыре моста — разводные. Это значит, что в период навигации по ночам их разводят, чтобы могли пройти суда. За ночь мосты сводят и разводят дважды, и если человек опоздал к разведению, у него все равно есть шанс вернуться домой до утра.

Навигация на Неве каждый год начинается в разное время. В 2022 году она открылась 15 апреля и продлится семь месяцев.

Разведенный мост — это завораживающее зрелище. Есть ночные экскурсии, когда гостей везут смотреть исключительно на разводные мосты. Стоят эти экскурсии от 990 Р. Я была на такой в 2004 году, когда поступила в университет. С тех пор я вижу разведенные мосты редко, хотя и живу на острове.

Мосты на Ваське периодически ремонтируют, и на время ремонта их закрывают для движения. Например, с октября 2021 года закрыт на ремонт Биржевой мост. Предполагается, что ремонт продлится больше года. Каждый такой ремонт увеличивает пробки на всем острове, потому что люди начинают искать объезды через другие мосты.

Транспортная ситуация на Ваське сильно улучшилась, когда появился Западный скоростной диаметр — ЗСД — платная скоростная автодорога. ЗСД был призван разгрузить весь город, так и получилось. Благодаря ЗСД на Васильевский остров теперь можно заехать и выехать в любое время суток, больше не надо учитывать график разведения мостов.

Стоимость проезда по ЗСД начинается от 200 Р и постоянно растет. Она зависит от протяженности участка, способа оплаты, типа машины, времени. Если использовать транспондер, получится дешевле. Транспондер — это устройство наподобие электронного кошелька, которое крепится к лобовому стеклу машины.

С острова до аэропорта Пулково по ЗСД можно доехать за 30—40 минут, это очень быстро по питерским меркам. Правда, нужно учитывать форс-мажоры. Так, в 2019 году я чуть не опоздала на самолет, потому что в городе была правительственная делегация по случаю открытия федеральной трассы «Нева». Из-за перекрытия дорог ЗСД встал намертво.

Кроме того, в часы пик всегда есть пробки при въезде на ЗСД и выезде с него. Иногда эти пробки бывают на полчаса, особенно велика опасность после 17:00.

На Васильевском острове есть все виды общественного транспорта, а также возможность арендовать самокат или велосипед.

Метро. На Ваське две станции метро — «Василеостровская» и «Приморская», если исключить второй выход со станции «Спортивная», который тоже на острове. Обе станции находятся на зеленой ветке, она не очень загружена. Раньше «Приморская» была конечной, поэтому вне часов пик всегда можно было ехать сидя. Сейчас ветку продлили — людей стало больше.

От «Приморской» до самого центра города — станции «Гостиный двор» — две остановки. Это десять минут, если не учитывать время на эскалаторы.

За 18 лет, что я живу в Петербурге, в городе открыли 15 станций, две из них — на зеленой ветке. Это «Новокрестовская», которую потом переименовали в «Зенит», и «Беговая». На Васильевском острове уже много лет строится станция «Горный институт», ее в очередной раз должны были сдать в 2022 году, но запуск снова отложили. На этот раз — до 2024 года.

Второй выход из метро «Спортивная» — это подземный переход под Малой Невой и Тучковым мостом. Длина перехода — 300 метров. Это расстояние можно пройти пешком или преодолеть на траволаторе — горизонтальном эскалаторе. Я не люблю этот путь: уж больно он длинный

Это ближайшая ко мне станция метро «Приморская». Мне идти до нее 12 минут

А это — строящееся метро «Горный институт». Участок, где стоит желтый кран, находится на пересечении Большого проспекта и Косой линии

Наземный транспорт. На острове есть автобусы, трамваи, троллейбусы и маршрутки. Похоже, что самый популярный вид наземного транспорта — это маршрутки и автобусы. Муниципальные автобусы большие и ходят медленно, зато в них просторно. Частные маршрутки ходят куда быстрее, но в них тесновато.

В начале 2022 года на острове было 12 социальных автобусных маршрутов, 14 — коммерческих, пять троллейбусных и два трамвайных.

В 2022 году в городе идет глобальная реформа общественного транспорта: в июле в Петербурге исчезнут кондукторы, появятся новые маршруты и тарифы. Еще полностью исчезнут маршрутки: их заменят автобусы. Также уже действует пересадочный тариф: в течение часа можно будет использовать несколько видов транспорта, полноценно заплатив только за первую поездку.

Я никогда не обращала внимания, соблюдается ли расписание общественного транспорта. Если вам не нужен строго конкретный маршрут, в целом долго ждать не придется. Но есть отдельные маршруты, где автобус ходит раз в 40 минут. Днем в будний день в автобусе, трамвае или троллейбусе почти всегда есть сидячие места.

От метро «Приморская» на Невский проспект можно доехать без пересадок на автобусе № 7 или на двух троллейбусах — № 10 и № 11. От метро «Василеостровская» на Невский идут автобусы № 24 и № 191. С 2011 года по Невскому проспекту не ходят маршрутки, то есть добраться туда наземным транспортом с острова без пересадок можно только на муниципальных автобусах.

По острову ездят два трамвая — № 6 и № 40. И один туристический. В Петербурге у трамваев есть цветовая индикация маршрута: шестерка светится синим. На ней я иногда езжу до «Спортивной» и «Горьковской». Трамвай идет очень неспешно, по общей полосе, стоит во всех пробках.

Самый быстрый способ добраться с острова до «Спортивной» — это троллейбус № 9.

Стоимость поездки на наземном транспорте — 60 Р для разовой поездки и 40 Р, если оплачивать проезд картой «Подорожник».

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Даже когда у нас был автомобиль, в рабочее время я всегда перемещалась по городу на общественном транспорте. Если ехать на метро, дорогу можно рассчитать с точностью до минуты.

А вот наземный транспорт часто стоит в пробках на выезде с острова. Но в автобусе или троллейбусе ехать приятнее, потому что можно посмотреть на город. Я езжу на них, если никуда не тороплюсь и лишние полчаса в пробке ничего не значат.

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Велосипеды и самокаты. На острове три официальных веломаршрута:

  • Велодорожка на набережной Макарова и Морской набережной. Это велопешеходная дорожка, где разделены полосы для пешеходов и велосипедистов.
  • Обособленная велодорожка на мосту Бетанкура. Заезжать на нее нужно со стороны набережной Макарова по тротуару и велопешеходной дорожке.
  • Велополоса на Большом проспекте вдоль проезжей части.

Общая протяженность велодорожек — 2,1 километра.

Я ездила на велосипеде по мосту Бетанкура, не зная, что это организованная велодорожка. Поездка мне не понравилась: на крутой мост было неудобно забираться, а скатываться вниз — страшновато. Кроме того, совсем рядом едут машины, а мне такое соседство не по душе.

Я всегда каталась по широким тротуарам, например на Наличной или Кораблестроителей. Особая радость — прокатиться по территории «Ленэкспо», которого уже нет, по Смоленскому кладбищу, скверам и маленьким дворам.

У меня свой велосипед, но я знаю, что через приложение «Смартбайк» можно взять велик в аренду. Минута стоит 4 Р, также можно пользоваться сезонным абонементом за 3500 Р. На Васильевском много велосипедных парковок: как для арендованных велосипедов, так и для личных.

Парковка велосипедов у метро «Приморская»

Такие велопарковки встречаются у частных объектов. Эта — у Сбера

Еще напрокат можно взять самокат. Пару лет назад мой муж проехался на электросамокате из центра — с площади Александра Невского — до дома. Дорога заняла часа три и обошлась в 600 Р.

Муж по дороге специально сменил три разные компании, которые предлагали самокаты. Ему понравились Whoosh и Urent: самокаты там были в хорошем состоянии, а цена аренды не кусалась. После окончания поездки самокат можно было оставить где угодно.

А это сразу две организованные парковки: велосипедов и самокатов

Интерфейс приложения Whoosh. Выбранный самокат находится у метро «Приморская». Уровня заряда хватит на 2 часа 17 минут, или на 26 километров. За бронирование транспорта нужно заплатить 50 , даже если вы  сдадите самокат обратно. Каждая минута поездки стоит 7

Водный транспорт. В Петербурге несколько портов. Один из них — «Морской фасад» — находится на Васильевском острове. Комплекс включает семь причалов для приема океанских лайнеров, три круизных и один специализированный круизно-паромный терминал.

Знаю, что сюда, на Васильевский остров, раньше причаливал паром «Принцесса Анастасия», который ходил в Хельсинки. Сейчас паром не работает, а морской вокзал, который входит в состав порта, планируют превратить в общественное пространство.

Морской вокзал расположен на территории выставочного комплекса «Ленэкспо»

В 2010 году на Ваське курсировал аквабус, который называли водной маршруткой. Не помню, сколько всего было маршрутов у этого транспорта, но в 2015 году остался всего один. Маршрут начинался на Васильевском острове на причале у Университетской набережной, потом аквабус шел до Арсенальной и от нее до остановки «Приморский проспект», ниже третьего Елагина моста. Весь маршрут в выходные стоил 300 Р, в будни — 200 Р. Цена высокая, поэтому пассажиров было мало.

В 2016 году аквабус отменили: внутренний водный транспорт на Ваське окончательно сдал свои позиции как полноценный транспорт и превратился в развлечение. Сейчас можно покататься по воде с экскурсией или просто арендовать небольшое судно.

Летом 2021 года в Петербурге запустили пилотный водный кольцевой «Невский маршрут», который также затрагивает Васильевский остров. По маршруту ежедневно с 11:00 до 19:00 с интервалом в 30 минут курсировали три однопалубных пассажирских судна. Стоимость билета для взрослого пассажира за полный круг — 700 Р. Это тоже в основном туристическая идея.

Это я на аквабусе в 2015 году

Работа

На Васильевском острове много предприятий, поэтому люди ездят сюда на работу из других районов.

В апреле 2022 года «Хедхантер» предлагал на острове 1407 вакансий. Это операторы колцентров, зубные техники, бухгалтеры, веб-разработчики, слесари, инженеры, шлифовщики. Разброс зарплат на сайте очень большой — от 42 000 до 350 000 Р. Но нужно учитывать такой факт: по данным Комитета по труду и занятости населения Санкт‑Петербурга, две трети вакансий в городе — это рабочие специальности, в основном на стройке и заводах.

На Васильевском острове много промышленных предприятий: приборо- и судостроительные, электротехнические, пищевые, а также предприятия связи. Здесь работает Балтийский завод, который строит атомный надводный флот России. Я была там несколько раз и даже брала интервью у гендиректора. Заводу всегда требуются работники.

Это Балтийский завод, одно из ведущих судостроительных предприятий России

Зарплата сильно зависит от квалификации. Например, судовой трубопроводчик или слесарь-монтажник может получать от 35 000 до 120 000 Р до вычета налогов. А ученику-сборщику корпусов металлических судов заплатят 25 700 Р до вычета налогов.

Также на острове работает офис фармацевтической компании «Вертекс»: предприятие выпускает более 350 наименований лекарств, косметики и БАДов. Я была на открытии завода в 2015 году.

Сам завод находится в Приморском районе. Во время той поездки всем журналистам подарили шампуни для роста волос, мази для заживления ран и подобные препараты. Я раздала все это друзьям и родственникам.

Объявления о вакансиях в центре занятости Василеостровского района. Повару предлагают зарплату в 20 000 , программисту — 140 000

Супермаркеты и торговые центры

На острове мало больших магазинов. Самый близкий ко мне — ТЦ «Шкиперский Молл». Там есть магазины одежды, продуктов и кинотеатр «Синема 5» — один из двух на острове. Иногда я хожу туда на утренние сеансы за 150 Р: так дешевле. Еще на острове есть торговые центры «Платформа» и «МаксиСопот» с разномастным составом арендаторов.

С продуктовыми магазинами проще: есть все, от «Дикси» до «Азбуки вкуса». Я хожу в «Пятерочку», реже — в «Ленту». Мясо покупаю в фермерских магазинах. Иногда у метро «Приморская» проводят ярмарку белорусских продуктов: там тоже бывает что-то интересное. Сезонные фрукты и овощи стараюсь покупать в лавках у метро или на улице. Продукты там дороже, чем в сетях, зато гораздо вкуснее.

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Знаковое место острова — Василеостровский рынок, который считается главной гастрономической точкой Петербурга. Рынок открылся в обновленном формате в 2019 году, став похожим на модный Даниловский рынок в Москве. Здесь можно не только купить продукты, но и посидеть в кафе и ресторанах. А зимой — покататься на коньках. Здесь проводят разные культурные мероприятия. Одно из самых известных — Esquire Weekend. Это фестиваль, посвященный музыке, современным героям и трендам.

На рынке представлены кухни разных стран мира: грузинской, вьетнамской, индийской, армянской, японской, мексиканской, итальянской и других. Я не была в этих кафе, но очень хочу туда попасть. Цены такие же, как в обычных кафе. Например, во вьетнамском кафе «Во» традиционный вьетнамский суп фо-бо стоит 450 Р. Точно знаю, что в кондитерских лавках продают вкусную выпечку: я пробовала круассаны.

Василеостровский рынок — это не то место, где закупаются после работы. Сюда приходят за необычными продуктами — креветками, итальянскими твердыми сырами, красивыми сухофруктами и вином для ценителей. Здесь дорого: если в торговой сети килограмм апельсинов стоит 100 Р, тут его продают за 350 Р. Наверное, тут фрукты втрое вкуснее.

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Путин открыл ЗСД, не почуяв запаха свалки

В пятницу, 2 августа, президент Владимир Путин прокатился по северному участку ЗСД от Приморского проспекта до Белоострова, лично управляя «Мерседесом». Простые горожане смогут протестировать новую трассу лишь с 12. 00 субботы. В ожидании главы государства корреспондент «Фонтанки» выяснял, сколько будет стоить проезд по магистрали, слушал разговоры «випов» об осах и морщил нос от неприятного запаха, который уже несколько лет мучает жителей севера города.

Утром 2 августа на северном участке ЗСД установилась тишина, хотя накануне, до позднего вечера, здесь еще вовсю велись работы. Напряженно суетящихся дорожников можно было наблюдать с того момента, когда стало известно, что в первых числах августа прокатиться по магистрали намерен президент Владимир Путин. Так, в транспортных блогах публиковались фотографии укладки асфальта в районе развязки с трассой «Скандинавия» во время дождя.

Торжественная церемония открытия должна была состояться на развязке ЗСД с КАДом. Уже к полудню сюда начали подъезжать випы: губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Владимир Булавин, министр транспорта Максим Соколов, старший вице-президент ВТБ Юрий Молчанов. Однако Владимир Путин по традиции опаздывал, и в ожидании его гости ходили по развязке. Георгий Полтавченко около часа оживленно беседовал с Булавиным, активно жестикулируя. Журналисты, глядя на его жесты, долго гадали, о чем они говорят, и сошлись во мнении, что о рыбалке.

Впрочем, ожидание затягивалось, и ближе к приезду президента высокие чины обсуждали совсем уже приземленные вещи. Так, прогуливаясь мимо их палатки, корреспондент «Фонтанки» слышал разговор о том, откуда здесь, на транспортной развязке, так много ос. Хотя время от времени гостей допекала куда большая проблема. Совсем недалеко от пересечения КАДа и ЗСД находится полигон складирования сточных вод «Водоканала» и свалка завода «МПБО-2». Напомним, что эти два объекта являются источниками неприятного запаха, который постоянно мучает жителей Приморского района. Это же едкое «амбре» ветер иногда доносил до того места, где вот-вот должен был появиться президент.

Однако Владимиру Путина так и не довелось узнать на практике о проблеме, от которой страдают петербуржцы уже несколько лет: в тот момент, когда он наконец прибыл к месту проведения церемонии, ветер, словно по приказу, стал дуть в другую сторону.

Перед импровизированной сценой расположились около двух десятков сотрудников компаний «Пилон» и «Мостоотряд-19» — подрядчиков северного участка ЗСД. Среди них затесались и высокопоставленные гости, вроде старшего вице-президента ВТБ Юрия Молчанова или главного федерального инспектора в Петербурге Виктора Миненко. «Равномернее распределяйтесь», — расставлял випов сотрудник ФСО.

Президент приехал со стороны Приморского проспекта, лично управляя «Мерседесом» с небольшим флагом России на капоте. Любопытно, что премьер Дмитрий Медведев, открывая осенью 2012 года третью очередь южного участка, также предпочел самостоятельно протестировать дорогу. Но он, как писала «Фонтанка», управлял автомобилем Cadillac Escalade.

Генеральный директор смольнинского ОАО «ЗСД» Игорь Лукьянов (в ведении этой государственной компании пока и находится трасса) подвел Владимира Путина к стендам и стал рассказывать ему о проекте. Как впоследствии сам Лукьянов пояснил журналистам, главу государства, в частности, заинтересовала динамика сбора платы за проезд по южному участку ЗСД от КАДа до Обводного канала. Как выяснилось, с начала платной эксплуатации в мае 2011 года было собрано около 1,1 млрд рублей.

Затем Владимир Путин сказал небольшое приветственное слово, пожал руки работникам «Пилона» и «Мостоотряда-19», снял пиджак и, вновь сев за руль «Мерседеса», поехал в сторону развязки со «Скандинавией». Ожидается, что в пятницу он еще посетит и молодежный лагерь «Селигер-2013» в Тверской области.

Простые петербуржцы смогут прокатиться без остановки от Приморского проспекта только с 12. 00 3 августа. Как говорят в ОАО «ЗСД», это связано с необходимостью провести дополнительную уборку трассы и окончательно подготовить ее к тому, что по ней поедут тысячи автомобилей. В целом трасса полностью готова, включая основные развязки — с Приморским проспектом, с Богатырским, с КАДом и со «Скандинавией». Кроме того, в трех местах — пересечении с перспективой пробивки Шуваловского проспекта, дорогой на Каменку и Новым шоссе в Белоострове — построены съезды, которые пока ведут в никуда. В полноценные развязки они превратятся, если такое желание возникнет у заказчика, то есть государства.

Отметим также, что в некоторых местах участка от Богатырского проспекта до КАДа через каждые сто метров машины немного подскакивают в том месте, где проходят деформационные швы эстакады. Однако, как рассказал «Фонтанке» гендиректор компании «Пилон» Мевлуди Блиадзе, это связано с особенностью укладки асфальта вокруг деформационных швов. По его словам, в ближайшее время эти бугорки сотрутся, и проезд станет плавным.

Самая главная новость для автомобилистов: северный участок ЗСД будет юридически сдан в эксплуатацию только в конце года, когда пройдет проверка Ростехнадзора и будет оформлена собственность на эту трассу. До этого момента проезд по участку будет бесплатным. Собственно, взимать плату ОАО «ЗСД» не смогло бы даже при всем желании, так как соответствующие пункты еще не оборудованы. Ожидается, что подрядчики сделают это осенью. Тогда же будут закончены работы по благоустройству территории, а также полностью установлены шумозащитные экраны.

После официальной сдачи в эксплуатацию северный участок ЗСД вместе с южным перейдет в управление к компании «Магистраль Северной столицы» (принадлежит ВТБ и «Газпромбанку»), которая с весны 2013 года строит самый сложный, центральный участок ЗСД. Она же будет взимать плату за проезд по участкам, которые были полностью построены за счет бюджета (южный обошелся в 47 млрд, северный — в 36 млрд). Она же, по соглашению со Смольным, будет эксплуатировать ЗСД в течение 30 лет после пуска движения по трассе на всем ее протяжении — с юга до севера. Отметим, что общая стоимость проекта составляет 212 млрд рублей.

Как рассказал корреспонденту «Фонтанки» старший вице-президент ВТБ Юрий Молчанов, размер платы за проезд по северному участку еще не определен, но, скорее всего, он будет дифференцирован, учитывая большую протяженность трассы — 26 км. Он также не исключил, что с 2014 года изменится стоимость проезда по южному участку, которая сейчас составляет 30 рублей и не менялась с 2011 года.

Гендиректор ОАО «ЗСД», в свою очередь, сообщил, что северный участок, вероятнее всего, будет поделен на две зоны: от Приморского проспекта до КАДа и от кольцевой до Белоострова. Стоимость проезда по каждой зоне может составить 30 — 40 рублей, а значит, весь северный участок обойдется автомобилистам в 60 — 80 рублей. При этом может быть введена еще и третья зона — от Богатырского до Приморского и от Богатырского до КАДа.

Что касается южного участка, то его тоже могут разделить на две зоны, и тогда общий размер платы вырастет. «Например, будет 50 рублей, а каждая зона обойдется в 25», — сказал Игорь Лукьянов, подчеркнув, что окончательное решение все равно будет за концессионером, то есть «Магистралью Северной столицы».

Напомним, что контракты на строительство северного участка ЗСД были заключены в 2010 году: «Мостоотряд-19» возводил отрезки от Приморского до Богатырского (стоимость работ – 8,9 млрд) и от КАД до «Скандинавии» (19 млрд), «Пилон» – от Богатырского до КАД (8 млрд). Согласно заключенным договорам, движение по всем трем отрезкам должны были открыть в конце 2012 года. Однако затем открытие перенесли на июнь 2013 года, а потом – на конец июля.

Андрей Захаров, «Фонтанка. ру»

Где можно вкусно поесть

На острове много кафе и ресторанов. Например, на Васильевском есть два ресторана крупной гастрономической сети Ginza Project — «Маймун» в гостинице «Прибалтийская» и «Пряности и радости» на шестой линии. Мы были в первом на мастер-классе для детей, их учили готовить хачапури по-мегрельски. У меня был флаер, поэтому ребенка пустили бесплатно. Пока дети катали тесто и посыпали лепешки сыром, мы с мужем поужинали.

Ресторан «Маймун» запомнился мне как очень приятное место с просторными и интересными интерьерами, вкусной едой и детской комнатой. Средний чек — 1500 Р без напитков.

Иногда мы ходим в китайский ресторан «Ми Фан». Помимо традиционной свинины в кисло-сладком соусе и грибов шиитаке там подают лягушачьи лапки. В день рождения и при заказе навынос здесь дают скидку — 15% и 10% соответственно. Средний чек — 850 Р без напитков.

Еще одно место китайской кухни на острове — кафе «Огохого». Его открыл друг моей подруги несколько лет назад. Хого — это старинный китайский способ приготовления еды. Суть в том, что гости фактически готовят обед себе сами. Для этого на каждом столе есть электрическая плитка и специальный разделенный чан с двумя ароматными бульонами. Туда опускают тонко нарезанные кусочки мяса, овощей и морепродуктов. Ингредиенты заказывают сырыми и варят их самостоятельно. Средний чек в заведении — 550 Р без напитков.

Я никогда не покупала шаверму на острове, а вот пиццу заказывала — в «Оллисе»: раньше у них был ресторан на 18-й линии. Также там проводили мастер-классы для детей: учили их печь пиццу. Теперь эта компания работает в основном как сервис доставки пиццы на дом.

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Как открывали зсд

Значение и история проекта

Автомобильная дорога «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) является ключевым элементом транспортной инфраструктуры не только Санкт-Петербурга, но и всего региона в целом. Благодаря строительству автомагистрали снижено транспортное воздействие на объекты исторической значимости в центральной части города, обеспечена круглосуточная связь между северными, центральными и южными районами города.

ЗСД представляет собой платную городскую магистральную дорогу скоростного движения, с транспортными развязками в разных уровнях, на большей части 8-ми полосную, с допустимой скоростью движения транспорта 110 км/час и интенсивностью движения более 100 тыс. автомобилей в сутки, оснащенную современными автоматизированными системами управления движением и связи.

Трасса Западного скоростного диаметра начинается на юге — от южного участка кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД), проходит вдоль железнодорожных веток Балтийского направления и северного железнодорожного полукольца, далее — по акватории Финского залива вдоль западной оконечности Васильевского острова, по территориям Приморского и Курортного районов Санкт-Петербурга и заканчивается подключением к  автодороге Е-18 «Скандинавия» в районе посёлка Белоостров.

Общая протяженность Западного скоростного диаметра по основному ходу составляет 46,6 км, при этом эстакадные участки составляют 52,7% всей протяженности магистрали, участки на земляном полотне – 41,4%,  в выемке — 5,9%. В местах пересечения трассы ЗСД с улично-дорожной сетью города, внегородскими автомобильными дорогами построено девять транспортных развязок и предусмотрено строительство еще четырех в будущем. В составе магистрали ЗСД выделены три участка – Южный, Центральный и Северный.

Проект строительства ЗСД —  очень сложный и интересный с технической точки зрения. Ввиду прохождения трассы в теле сложившейся плотной селитебной и промышленной застройки, насыщенной коммуникациями, почти половина трассы запроектирована на эстакадах, которые решены в едином архитектурно-художественном стиле, отражающем современные технические возможности мостостроения, а также деликатное и бережное отношение к существующему городскому ландшафту. В состав Западного скоростного диаметра входят уникальные мостовые сооружения. Это в первую очередь относится к транспортным сооружениям ЗСД, располагающимся в акватории Невской губы, строительство которых является неотъемлемой частью формирования морского фасада Петербурга.

Западный скоростной диаметр стал важнейшей частью транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, обслуживающей мощные транспортные потоки по направлениям их наибольшей концентрации – от порта к автодорожным выходам в регионы России и на связях северных, центральных и южных районов города. Трасса соединяет крупные центры деловой активности, а также мощные транспортные узлы, такие как Морской порт Санкт-Петербурга, аэропорт «Пулково», грузовые терминалы, речные портовые комплексы, железнодорожные станции и вокзалы, обеспечивая их связи с внешними автомобильными дорогами, что позволяет создать современную систему перевозок.

По автомагистрали осуществляются международные, межрегиональные, городские и пригородные связи, обеспечивающие потребности внешней торговли и социально-экономического развития страны, Северо-Западного федерального округа и Санкт-Петербурга.

Создание автомобильной дороги Западный скоростной диаметр стало катализатором развития экономики Санкт-Петербурга, позволило начать застройку северо-западных районов города, разместить в районе тяготения трассы новые предприятия, позволило привлечь отечественные и зарубежные инвестиции, обеспечило рост занятости и доходов бюджетов за счет активизации предпринимательской деятельности и увеличения стоимости недвижимости в зоне прохождения магистрали.

Экология

На Васильевском острове много производств и мало зелени, поэтому чистым воздух здесь не назовешь.

Так, весной 2021 года специалисты провели мониторинг состояния воздуха в районе и выявили повышенный уровень загрязнения оксидом азота. Васильевский остров также входит в пятерку районов Петербурга с самой загрязненной почвой.

Мусора у нас не больше и не меньше, чем везде. На острове регулярно проводят субботники и экологические акции.

На острове местами стоят контейнеры для раздельного сбора мусора. В эти можно выбросить стекло и пластик. Еще был бак под макулатуру, но он  исчез много лет назад

А это пункт приема опасных отходов недалеко от метро «Приморская». Я приношу сюда просроченные лекарства, батарейки, градусники и аккумуляторы. Пункт работает, кажется, в любое время: я не помню, чтобы мне не открыли дверь

Преступность

В Василеостровском районе самый высокий уровень уличной преступности в Петербурге в расчете на 100 000 жителей. По крайней мере, такой была ситуация в первом квартале 2021 года, более свежих данных нет. Зато у нас редко крадут машины.

За 18 лет я никогда не сталкивалась с преступностью на острове. Я спокойно хожу здесь в темное время суток, а в белые ночи — тем более. Но в некоторых местах лучше лишний раз не появляться: по вечерам стараюсь обходить стороной кладбища, дворы-колодцы, а еще Косую и Кожевенную линии, на которых мало жилой застройки и много производств.

Это типичный для Петербурга на улице Камской. Здесь страшновато даже днем, не то что ночью

А это Кожевенная линия. На ней практически нет жилых домов, и я не чувствую себя здесь в безопасности

Красивый, масштабный, современный проект

Президент Владимир Путин официально открыл центральный участок Западного скоростного диаметра. Движение по нему будет запущено до конца недели.

Владимир Путин поздравил с окончанием работ строителей и инженеров компании-инвестора «Магистраль Северной столицы». В том числе в церемонии открытия приняла участие крановщица Тамара Пастухова, спасшая рабочих при пожаре на строящемся ЗСД.

«Красивый, масштабный, современный проект», – оценил президент новую трассу. Ежемесячно по ней будет проезжать 6 – 7 млн транспортных средств.

Также президент обсудил с губернатором Георгием Полтавченко дальнейшее развитие транспортных проектов. И в частности, создание широтной магистрали с мостом в створе Фаянсовой и Зольной улиц.

Движение по ЗСД будет запущено до конца недели, сообщили «Фонтанке» в «МСС». Компании предстоит демонтировать бетонные ограждения, закрывавшие проезд с южного и северного участков на центральную часть.

Тамара Пастухова (справа) на открытии центрального участка ЗСД

Строительство центрального 11-километрового участка от Обводного канала до Приморского проспекта началось в марте 2013 года. Общая стоимость проекта составила 120 млрд рублей, в том числе 51 млрд было выделено из бюджета. Инвестором выступила «Магистраль Северной столицы» – консорциум Группы ВТБ (50), Газпромбанка (41,5). Еще 8,5% долей, по данным «Фонтанки», находится в руках кипрского юриста и экономиста Роиса Потамитиса, который, судя по всем признакам, является лишь номинальным владельцем. Консорциум будет эксплуатировать трассу и собирать плату с автомобилистов до 2042 года. Генеральный подрядчик стройки – турецко-итальянская компания ICA.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *