(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.01.1996 N 3,
от 31.10.1998 N 1272, от 21.04.2000 N 370, от 24.01.2001 N 67,
от 28.06.2002 N 472, от 07.05.2003 N 265, от 25.09.2003 N 595,
от 14.12.2005 N 767, от 28.02.2006 N 109, от 16.02.2008 N 84,
от 19.04.2008 N 287, от 29.12.2008 N 1041, от 10.05.2010 N 316,
от 06.10.2011 N 824, от 23.12.2011 N 1113, от 28.03.2012 N 254,
от 12.11.2012 N 1156, от 21.01.2013 N 20, от 30.01.2013 N 64,
от 05.06.2013 N 476, от 23.07.2013 N 621, от 04.10.2013 N 881,
от 17.12.2013 N 1176, от 22.03.2014 N 221, от 17.05.2014 N 455,
от 30.07.2014 N 714, от 06.09.2014 N 907, от 24.10.2014 N 1097,
от 14.11.2014 N 1197, от 19.12.2014 N 1423, от 02.04.2015 N 315,
от 30.06.2015 N 652, от 02.11.2015 N 1184, от 21.01.2016 N 23,
от 30.05.2016 N 477, от 20.07.2016 N 700, от 23.07.2016 N 715,
от 10.09.2016 N 904, от 24.03.2017 N 333, от 28.06.2017 N 761,
от 12.07.2017 N 832, от 20.10.2017 N 1276, от 26.10.2017 N 1300,
от 12.12.2017 N 1524, от 23.12.2017 N 1621, от 13.02.2018 N 156,
от 30.05.2018 N 618, от 27.08.2018 N 995, от 24.11.2018 N 1414,
от 04.12.2018 N 1478, от 20.12.2019 N 1733, от 20.12.2019 N 1734,
от 21.12.2019 N 1747, от 26.03.2020 N 341, от 21.12.2020 N 2200,
от 31.12.2020 N 2441, от 06.10.2022 N 1769, от 24.10.2022 N 1888,
от 02.06.2023 N 908,
с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ
от 29.09.2011 N ГКПИ11-610)
В ПДД есть определение тихоходного транспортного средства. Это спецтехника, обозначаемая соответствующим знаком, которая может двигаться со скоростью 30 км/ч. Их можно обгонять даже в неположенном месте, поскольку «тихоходы» не могут двигаться быстрее, как бы водителям этого ни хотелось: главное — оценить дорожную ситуацию перед тем, как выезжать на встречку.
В правилах прописана обязанность водителей тихоходных транспортных средств в таких случаях съезжать с дороги и пропускать весь транспорт, который скопился за ними. За невыполнение этого требования согласно пункту 1.1. статьи 12.15. КоАП РФ может быть наложен штраф в размере от 1000 до 1500 рублей, пишет aif.ru.
Если транспортное средство — старый грузовик, автобус или легковушка — не имеет специального знака, но движется еле-еле, то тихоходным средством оно не является. Обгонять в неположенном месте их нельзя.
Особенно опасным такой обгон может быть на ночной зимней трассе. К примеру, облепленный снегом грузовик плохо различим издалека, фары начинают выхватывать его из темноты примерно за 50-70 метров. Сбросить скорость вовремя бывает затруднительно.
К медленно едущим транспортным средствам без специальных знаков могут возникнуть вопросы у сотрудников ГИБДД. В ПДД четко прописано, что водителям запрещено создавать помехи другим водителям, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью.
Если в такой медленно едущий транспорт сзади врежется другая машина, то в некоторых случаях водитель впереди идущего автомобиля может быть признан виновным в создании помех на дороге. Правда, это произойдет лишь в том случае, если скорость его будет ниже 30 км/ч.
Для того, чтобы отсечь потенциальных тихоходов, существует знак 4.6 «Ограничение минимальной скорости», который ставят на автомагистралях. Как правило, порог скорости начинается от 50 км/ч. За движение с меньшей скоростью водителя могут оштрафовать на 500 рублей.
Например, на МКАД, ЦКАД, Третьем транспортном кольце в Москве запрещено движение на транспортном средстве, скорость которого по техническим характеристикам или состоянию составляет менее 40 км/ч. Если автомобиль сломался, то нужно съехать с дороги на площадки отдыха или прилегающие территории и вызывать эвакуатор.
Выбор безопасной дистанции между автомобилями – это то, что водитель делает за рулем постоянно, но при этом именно с несоблюдением дистанции связана немалая часть ДТП. Почему так происходит, регламентируют ли ПДД конкретное расстояние между машинами и можно ли получить штраф за езду вплотную к другому автомобилю? Как выясняется, в ответах на эти вопросы и состоит суть многих проблем.
Как ПДД регламентируют безопасную дистанцию?
Чтобы понять, почему у всех водителей нет единого понимания безопасной дистанции, которую нужно соблюдать, достаточно открыть ПДД. В Правилах есть пункт 9.10, который регламентирует соблюдение дистанции, и он гласит, что «водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения». То есть, никакого среднего или минимального значения безопасной дистанции в ПДД не указано – выбор оставлен на усмотрение водителей, а они в этом регулярно ошибаются.
Конечно, официально регламентировать дистанцию между машинами было бы затруднительно, ведь она зависит от множества факторов: дорожного покрытия, времени года, видимости, характеристик автомобиля, состояния шин, возраста и стажа водителя, скорости движения и так далее. Именно поэтому в Правилах нет конкретных чисел. Единственный вариант, когда минимальная дистанция регламентируется ПДД, касается применения знака 3.16 «Ограничение минимальной дистанции». В зоне действия этого знака, согласно ПДД, «запрещается движение транспортных средств с дистанцией между ними меньше указанной на знаке». Во всех остальных случаях дистанцию водитель вправе выбирать самостоятельно.
Любопытно, что при отсутствии в Правилах конкретных показателей безопасной дистанции в 2016 году пункт 2.7 дополнили запретом на опасное вождение, выражающееся в том числе в «несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства». То есть, в ПДД есть целых два условия: требование о соблюдении водителем безопасной дистанции и запрет на ее несоблюдение. Давайте разберемся, как трактовать это на практике и можно ли получить наказание за нарушение запрета.
Как самому определить безопасную дистанцию?
Как мы поняли, при движении водитель сам должен определять и поддерживать безопасную дистанцию до впередиидущего автомобиля. Для ее определения есть много разных советов и методик. Одно из негласных правил – «половина скорости». То есть, текущую скорость движения нужно разделить на два, и полученное число в метрах и будет безопасной дистанцией. Например, при движении на 100 км/ч это 50 метров, для 40 км/ч – 20 метров и так далее. Эти советы впервые появились очень давно, но, например, в Германии требование о дистанции, равной половине значения скорости в метрах, действует и сегодня. Так что пусть показатели и кажутся избыточными для современных машин, следовать им вполне можно. Кроме того, это правило действует лишь для сухой ровной дороги – в дождь и тем более зимой дистанцию следует увеличить.
Еще один распространенный вариант – «правило двух секунд». Согласно ему, расстояние до впередиидущего автомобиля должно проходиться за две секунды или более. Например, можно засечь какой-то объект на обочине в момент, когда его проезжает машина впереди, и досчитать до двух – если вы проехали его быстрее, то дистанцию следует увеличить. Правило основано на том, что для реагирования на экстренное торможение или другое изменение дорожной обстановки водителю в среднем требуется секунда, и для безопасности это время удваивается. Само собой, это тоже справедливо для сухой дороги с хорошим сцеплением – в дождь, туман, а также зимой дистанцию можно увеличить как минимум вдвое.
Что грозит водителю за несоблюдение дистанции?
Еще одна причина того, что водители недостаточно внимательно относятся к выбору безопасной дистанции – это отсутствие наказания за нарушение. В целом тут все тоже логично: нет конкретных цифр – не за что и штрафовать. Однако опасное вождение, которое включает в себя и несоблюдение дистанции, пока тоже остается безнаказанным. То есть, главный риск, который стоит перед водителем, едущим вплотную к другой машине – это вероятность ДТП. Собственно, только при ДТП водители обычно и получают штраф за несоблюдение дистанции.
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 04.12.2018 N 1478)
(см. текст в предыдущей редакции)
Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может разрешаться повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения, установленные для соответствующих видов транспортных средств на автомагистралях.
(примечание в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:
мотоциклам, легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях — со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах — не более 90 км/ч;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2017 N 333)
автобусам, в которых места для сидения пассажиров оборудованы ремнями безопасности, предназначенным для перевозки исключительно сидящих пассажиров, — не более 90 км/ч, другим автобусам — не более 70 км/ч;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч;
грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, — не более 60 км/ч;
автобусам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, — не более 60 км/ч;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 06.10.2022 N 1769)
абзац исключен. — Постановление Правительства РФ от 24.01.2001 N 67.
Примечание. По решению собственников или владельцев автомобильных дорог может разрешаться повышение скорости на участках дорог для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения 130 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.1, и 110 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.3.
(примечание введено Постановлением Правительства РФ от 23.07.2013 N 621)
10.4. Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч.
Тяжеловесным транспортным средствам, крупногабаритным транспортным средствам и транспортным средствам, осуществляющим перевозки опасных грузов, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, указанной в специальном разрешении, при наличии которого в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам таких транспортных средств.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)
(п. 10.4 введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
10.5. Водителю запрещается:
превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой транспортного средства;
превышать скорость, указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости», установленном на транспортном средстве;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;
резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
Недавно мы выяснили, что помимо максимальной скорости ПДД могут ограничивать и минимальную скорость движения, причем за ее несоблюдение тоже можно получить штраф! Но этим дело не ограничивается: в ПДД есть еще и такое понятие, как рекомендуемая скорость. Чем она отличается от минимальной и максимальной, как она обозначается, как не перепутать знаки и можно ли получить штраф за ее несоблюдение?
Где прописана и как обозначается рекомендуемая скорость?
Рекомендуемая скорость в ПДД устанавливается знаком 6.2 с соответствующим названием. Знак 6.2 обозначает «скорость, с которой рекомендуется движение на данном участке дороги».
Ключевое слово здесь – «рекомендуется». Стоит понимать, что знак не обязывает водителей двигаться с указанной на нем скоростью – то есть, при желании можно продолжать движение в пределах действующего скоростного ограничения. Но знак 6.2 все же устанавливают не просто так: обычно он размещается на участках дороги, где рекомендуемая скорость будет предпочтительной для многих водителей. Давайте выясним, где его можно встретить.
Как и где применяется знак 6.2?
Сфера применения знака 6.2 раскрывается в его описании в ПДД. Там сказано, что «зона действия знака распространяется до ближайшего перекрестка, а при применении знака 6.2 совместно с предупреждающим знаком определяется протяженностью опасного участка». То есть, обычно знак 6.2 устанавливается не один, а совместно с предупреждающим знаком. Применяется это сочетание на участках дорог, где водителям рекомендуют снизить скорость относительно разрешенной. Например, знак 6.2 можно увидеть рядом со знаками 1.16. « Неровная дорога», 1.18. « Выброс гравия» или 1.27. « Дикие животные».
Примерно то же самое говорит и ГОСТ 52289-2019, который регламентирует применение дорожных знаков. Кроме того, он подробнее описывает зону действия знака. Согласно ГОСТ, «знак действует до ближайшего перекрестка, а при применении с предупреждающим знаком – на протяжении опасного участка». Кроме того, со знаком 6.2 вместо предупреждающего знака или вместе с ним может устанавливаться информационная табличка 8.2.1.
Говоря вкратце, знак 6.2 нужен для того, чтобы обозначить рекомендуемую безопасную скорость движения на опасных участках дороги.
Можно ли получить штраф за превышение рекомендуемой скорости?
Как мы уже поняли из первого пункта, знак 6.2 носит рекомендательный характер, и скорость, указанную на нем, соблюдать необязательно. Соответственно, наказания за превышение скорости, указанной на знаке 6.2, не предусмотрено. Но это не значит, что на него можно не обращать внимания – водителям, особенно начинающим, стоит понимать, что на опасном участке движение с указанной на знаке скоростью будет предпочтительным.
А как выбирать рекомендованную скорость без знаков?
Понятие «рекомендуемая скорость» в среде автовладельцев зачастую используется без привязки к знаку 6.2 как синоним понятий «оптимальная скорость» или «безопасная скорость». Дело здесь в том, что ПДД указывают лишь максимальное скоростное ограничение, но рекомендованная скорость для конкретных дорожных условий может отличаться, и выбирает ее водитель. На это указывает пункт 10.1 ПДД, в котором сказано, что «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения». Суть правильного выбора скорости в том, что она «должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства». Что это означает на практике?
В реальной жизни это предписание правил означает простую пропорцию: чем хуже и сложнее дорожные условия, тем ниже должна быть скорость. То есть, днем по сухой и чистой загородной дороге можно без проблем двигаться с максимальной разрешенной скоростью в 90 км/ч. В дождь ее стоит снизить на 10-20 км/ч, если дождь идет ночью, то можно сбросить и до 50-60 км/ч. Само собой, в расчет стоит брать и множество других факторов: водительский стаж, возраст и тип автомобиля, качество головного света, состояние шин и так далее.
Еще один классический совет по выбору рекомендованной скорости звучит так: безопасная оптимальная скорость – это скорость потока. Этот совет касается движения в условиях плотного потока машин, причем как в городе, так и на трассе. В такой обстановке самым лучшим решением действительно будет движение со скоростью остальных: если двигаться быстрее, придется постоянно выполнять обгоны, а если ехать медленнее, обгонять будут уже вас, что тоже добавляет риска. Но и здесь стоит понимать, что «народная мудрость» не обязывает водителя двигаться строго со скоростью остальных. Если поток идет с превышением и скорость кажется опасной, можно продолжать движение с комфортной и безопасной для себя скоростью. Главное – поддерживать безопасную дистанцию до впередиидущего автомобиля.
Главным нарушением, связанным со скоростью, является ее превышение. Максимальная скорость контролируется повсеместно, и за слишком быструю езду предусмотрена прогрессивная шкала наказания вплоть до лишения прав. Но в ПДД есть и ограничения минимальной скорости движения – то есть, ехать слишком медленно порой тоже оказывается незаконно! Давайте вспомним, какие знаки устанавливают минимальную скорость движения, где их можно встретить и предусмотрено ли наказание за слишком медленную езду.
Какой знак устанавливает минимальную скорость движения?
Запрещающий знак 3.24 с показателем разрешенной максимальной скорости в красном круге знаком каждому. А вот знак 4.6, устанавливающий минимально разрешенную скорость, относится к предписывающим: это круглый знак с голубым фоном, на котором указана минимально допустимая скорость. Согласно ПДД, в доне действия этого знака «разрешается движение только с указанной или большей скоростью (км/ч)».
Знак 4.6 обычно используется не один. Как правило, под ним находится информационная табличка 8.14 «Полоса движения», которая указывает, на какую именно полосу движения распространяется действие знака.
Еще один вариант применения – знаки особых предписаний 5.15.3 «Начало полосы». На этом знаке, обозначающем начало дополнительных полос движения, может присутствовать один или несколько знаков 4.6, вписанных в стрелки полос движения. Принцип действия такого знака аналогичен сочетанию отдельного знака 4.6 с информационной табличкой 8.14 – то есть, знак 5.15.3 обозначает минимальную скорость движения на полосе или полосах. В ПДД указано, что «если на знаке, установленном перед дополнительной полосой, изображен знак (знаки) 4.6 «Ограничение минимальной скорости», то водитель транспортного средства, который не может продолжать движение по основной полосе с указанной или большей скоростью, должен перестроиться на полосу, расположенную справа от него».
Для обозначения конца зоны ограничения минимальной скорости используется соответствующий знак 4.7.
Как применяется знак 4.6 в реальной жизни?
Для того, чтобы понять, где можно встретить знак 4.6 в реальной жизни, можно открыть ГОСТ Р 52289-2019, который регламентирует применение дорожных знаков. Этот ГОСТ поясняет, что знак «применяют для введения на дороге или отдельной полосе движения скоростного режима, при котором движение разрешается только с указанной или большей скоростью (например, на затяжных подъемах дорог с двумя или более полосами движения в данном направлении)». То есть, обычно ограничение минимальной скорости не производится на дорогах с одной полосой движения в каждом направлении. Знак призван развести автомобили с разной средней скоростью по разным полосам – например, убрать из левой полосы на подъеме медленные грузовики. Также ГОСТ поясняет, что «ограничение минимальной скорости движения по всей ширине проезжей части допустимо при наличии дублирующей дороги для транспортных средств, которые не могут двигаться с указанной на знаке скоростью». То же самое касается знака 5.15.3 с изображением знака или знаков 4.6: ГОСТ указывает, что его «применяют в случаях, когда необходимо установить минимально допустимую скорость на левой полосе(ах), ведущей(их) на подъем».
Где еще стоит помнить об ограничении минимальной скорости?
Знак 4.6 – не единственное условие ограничения минимальной скорости. Как мы помним, такое условие есть также на автомагистрали. Если быть конкретнее, то на автомагистрали запрещено движение тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч. То есть, если легковой автомобиль в связи с его техническим состоянием не способен двигаться быстрее 40 км/ч, то выезд на автомагистраль для него запрещен.
А что с максимальной скоростью в зоне действия знака 4.6?
Стоит понимать, что знак 4.6 не отменяет действующие ограничения максимальной скорости. То есть, указание из ПДД, что за знаком 4.6 «разрешается движение только с указанной или большей скоростью» не означает, что ехать можно с любой скоростью, выше указанной на знаке. Так что, встретив его на загородной трассе, нужно ехать не медленнее, чем указано на знаке, но не быстрее разрешенных 90 км/ч.
Что будет, если я еду медленнее, чем предписывает знак 4.6?
Нарушение знака 4.6 влечет за собой два ключевых последствия. Во-первых, двигаясь медленнее, чем указано на знаке, водитель мешает другим участникам дорожного движения и создает аварийную обстановку. Ведь «быстрая» полоса может быть использована, например, водителями грузовиков, которые хотят сохранить скорость до конца подъема. А еле плетущийся в «быстрой» полосе автомобиль тормозит весь поток, ведь справа от него окажется полоса для медленных автомобилей.
Во-вторых, за нарушение требований знака 4.6 предусмотрено наказание по части 1 статьи 12.16. Согласно ей, «несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)
«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаком 4.4.1.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769 знаки: «Велосипедная зона» и «Конец велосипедной зоны» имеют номера 5.39 и 5.40 соответственно.
«Велосипедная зона» — территория, предназначенная для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
«Гибридный автомобиль» — транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.
«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.10.2014 N 1097)
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)
«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.
«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767; в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.06.2017 N 761, от 06.10.2022 N 1769)
«Обучающий вождению» — педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)
«Обучающийся вождению» — лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.
«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
«Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2017 N 1621)
«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
«Островок безопасности» — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
«Островок направляющий» — элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.07.2013 N 621)
«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.11.2018 N 1414, от 06.10.2022 N 1769)
«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.
«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.
«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767, от 14.11.2014 N 1197, от 06.10.2022 N 1769)
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1442 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 06.10.2011 N 824, от 04.12.2018 N 1478, от 06.10.2022 N 1769)
«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
«Школьный автобус» — специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2015 N 1184)
«Электромобиль» — транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 824)
1.5
. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 17.05.2014 N 455.
1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.