- ↑
Не все въехали - ↑
Хоть рублем покати. Как платные дороги России выживали в пандемию
За́падный скоростно́й диа́метр
( ЗСД
) — внутригородская платная
автомагистраль
в Санкт-Петербурге
.
ЗСД — первая платная дорога в Санкт-Петербурге, и жители относятся к ней неоднозначно.
Строить дорогу начали в 2005 году, первый участок на юге города открыли в 2008. Все это время строительство не прекращается: развязку с Шуваловским проспектом открыли в сентябре 2021 года. В этой статье я расскажу, какие особенности есть у проезда по ЗСД и на нем сэкономить.
Вы узнаете
На ПМЭФ-2023 заключено соглашение о финансировании проекта широтной магистрали скоростного движения, которая свяжет южные районы Петербурга и Всеволожский район Ленобласти
Одним из крупнейших транспортных проектов на Северо-Западе, получивших развитие в рамках ПМЭФ-2023, стало строительство широтной магистрали скоростного движения, известной также как Восточный скоростной диаметр (ВСД). В рамках форума подписано соглашение, по которому в состав инвесторов проекта входит Акционерный банк «Россия». Как развивается проект, на какой стадии находится сейчас и к какому этапу подключится новый инвестор — в материале РБК+.
Вне зависимости от времени года магистраль требует ежедневного внимательного ухода. Но именно летний сезон (который у дорожников шире, чем календарное лето) – горячая пора, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Ведь за это время надо успеть провести основные плановые работы по содержанию и ремонту дороги, чтобы обеспечить комфорт и безопасность пользователей.
За шесть месяцев ремонтного сезона на ЗСД дорожной-эксплуатационной службой МСС полностью устранена ненормативная колейность на участках ее образования, для чего было уложено более 192 тыс. квадратных метров нового асфальтобетона. Такого количества материала хватило бы, чтобы один раз заасфальтировать весь Невский проспект или четыре раза Дворцовую площадь. Согласно нормам, дорожное покрытие было отремонтировано с использованием современных типов асфальтобетонных смесей, а именно ЩМА-16 и ЩМА-22.
Дорожные работы на ЗСД планируются, исходя из расчета интенсивности движения, прогнозируемой для каждого конкретного участка и полосы на каждый день недели и даже на каждый час. Если интенсивность потока такова, что выгороженные полосы могут привести к затору, то работы организуют так, чтобы минимизировать ограничения в часы пик. От дорожных служб такой подход требует полной концентрации, тщательного планирования и неукоснительного соблюдения графика. Сами места работ всегда выгорожены специальными дорожными бонами на десятки и даже сотни метров, чтобы исключить ДТП и сделать зону работ максимально заметной.
Поменяли деформационные швы
Во время проведения дорожных работ не обошлось и без перекрытий движения. На некоторых участках ЗСД его закрывали для замены деформационных швов и восстановления лакокрасочного покрытия специальных рам, на которых расположены дорожные знаки и указатели. За сезон был заменен один и отремонтированы два деформационных шва, а также восстановлено лакокрасочное покрытие на четырех рамах ТСОДД. Подробнее хотелось бы остановиться на работе по замене деформационных швов, которые нужны для компенсации температурных деформаций пролетных строений. Мосты и эстакады состоят из металла и железобетона, имеющих свойства при нагревании расширяться, а при снижении температуры, наоборот, сжиматься. Для компенсации изменения размера конструкций из-за температурных перепадов или иных перемещений пролетных строений и устанавливаются деформационные швы. Необходимость проведения работ по замене швов также связана с постоянным воздействием на них проезжающих транспортных средств. Деформационный шов устанавливается на всю ширину пролетного строения (все полосы), а его ремонт подразумевает полную замену. Когда это возможно, движение перекрывается поэтапно – ремонт осуществляется по частям. Минимальный срок замены одной половины деформационного шва составляет 7-10 дней, а полный ремонт может идти до двух недель и более. Сам процесс по замене происходит в несколько этапов: сначала вокруг деформационного шва убираются асфальт и бетон, демонтируется старый металлический профиль и устанавливается новый. После этого зона проведения работ бетонируется (для набора требуемой прочности бетона требуется 5-7 дней), затем участок гидроизолируют и укладывают новый асфальт. В 2022 году дорожно-эксплуатационная служба ЗСД начала использовать специальный инновационный раствор, ускоряющий набор прочности бетона в два раза и тем самым существенно сокращающий общий срок работ по замене деформационного шва.
Обновили шумозащитные экраны
С окончанием летнего сезона закончился и первый этап по замене металлических шумозащитных экранов на пластиковые. Замена экранов связана с утратой их эстетических характеристик из-за процессов коррозии металла. На магистрали металлические экраны устанавливали с 2008 года. При этом более современные пластиковые панели не ржавеют и имеют увеличенный срок работы. Дорожной службой было заменено 7,2 тыс. квадратных метров шумозащитных экранов на Южном участке магистрали и более 2 тыс. квадратных метров декоративного ограждения.
Также было восстановлено более 17 тыс. квадратных метров разметки, при нанесении которой применялись самые долговечные материалы на основе термопластичных составов и холодных пластиков. Такого количество материла хватило бы для сплошной окраски двух футбольных полей.
Высокие показатели
транспортного потока, а это до 400 тыс. транзакций в сутки, определяют задачи
по ремонту дороги и дорожных сооружений и степень ответственности дорожных
служб. Нормативное состояние проезжей части контролируется эксплуатационными
службами Оператора магистрали, а также независимым инспектором – специальной
экспертной организацией.
Сезон дорожных работ на ЗСД начинается весной и заканчивается осенью. На протяжении полугода дорожные службы производят ремонт асфальтобетонного покрытия магистрали, чтобы обеспечить комфорт и безопасность пользователей дороги.
Западный скоростной диаметр является одной из наиболее востребованных магистралей Российской Федерации, ежедневно на ЗСД фиксируется до 400 тысяч транзакций, при этом протяженность трассы составляет всего 46,6 км. По итогам 2022 года по магистрали проехало более 100 миллионов пользователей. Столь высокие показатели транспортного потока определяют задачи по ремонту, так как асфальт естественным образом изнашивается. Нормативное состояние проезжей части контролируется эксплуатационными службами оператора магистрали, а также независимым инспектором – специальной экспертной организацией.
Почему разрушается асфальт?
Скорость износа асфальтобетонного покрытия зависит от двух факторов: первый, о котором мы писали ранее, – интенсивный трафик (особенно велик износ в зимний период, при массовом применении шипованных колес), второй – естественные факторы: погодные условия, состояние дорожного основания, возраст покрытия и иные.
Как ремонтируют асфальт на ЗСД?
В соответствии с ГОСТами. При этом во время ремонта асфальтобетонного покрытия дорожная служба МСС использует, в том числе, и передовые технологии, но в обязательном порядке отвечающие требованиям нормативных документов и обеспечивающие безопасность пользователей ЗСД. Кроме того, в зависимости от времени года применяются различные технологии. Расскажем о способах ремонта асфальта, которые используются на магистрали – их два:
— Локальный (ямочный) ремонт асфальтобетонного покрытия
.
Как следует из названия, данный способ используется для восстановления целостности покрытия и подходит для ремонта не только ям, но также выбоин, трещин и т.д. На ЗСД восстановление покрытия при использовании ямочного способа проходит по следующему алгоритму:
С помощью специальной техники проблемная часть «вырезается», ремонтная зона делается прямоугольной, затем убираются образовавшиеся пыль, мусор, частицы материла, т.е. проблемная зона полностью изымается и заменяется новым материалом.
— Текущий ремонт асфальтобетонного покрытия.
Работа по ремонту при данном способе выполняется в несколько этапов. Сначала фрезеруется верхний слой асфальтобетонного покрытия. Затем на очищенную поверхность разливается битумная эмульсия, а на стыках со старым асфальтобетонным покрытием используется битумная лента. После этого укладывается новый верхний слой асфальтобетона, который уплотняется при помощи дорожных катков. Через некоторое время на готовое покрытие наносится дорожная разметка.
Данный способ применяется в основном в весенне-летний период с использованием щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей, которые способны выдерживать большие эксплуатационные нагрузки.
«Почему асфальт кладут в горячий сезон? Транспортный поток увеличивается, люди выезжают на дачные участки, на природу и т.д.»
— вопрос, который несомненно интересует многих автомобилистов. Это связано с требованиями технологического цикла, а также требованиями нормативной документации. Зимой проводится только локальный ремонт.
Где делают асфальт и из чего?
Основа любого асфальтного производства заключается в подготовке исходных компонентов, смешивании при высокой температуре и хранении в специальных подогреваемых бункерах. Асфальтобетон состоит из щебня, песка, минерального порошка и полимерно-битумного вяжущего.
В текущем ремонтном сезоне асфальт для ЗСД производится на асфальтобетонном заводе компании «АБЗ-1», который находится в Санкт-Петербурге. Эта компания была выбрана в качестве поставщика материалов и услуг по ремонту по результатам конкурса.
Какие виды асфальта используют на ЗСД?
В соответствии с проектной документацией на Западном скоростном диаметре в качестве верхнего слоя покрытия используются щебеночно-мастичный асфальтобетон и литой асфальтобетон
.
Рассмотрим эти виды более подробно.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон
– искусственный дорожно-строительный материал, представляющий собой смесь минеральных материалов. Перед аналогами имеет ряд преимуществ, например, водонепроницаемость и сдвигоустойчивость дорожного покрытия, материал износостоек, обеспечивает необходимый коэффициент сцепления с колесом. Данный тип асфальтобетона применяется на всех участках ЗСД, за исключением мостовых сооружений.
Литой асфальтобетон
— жидкая горячая асфальтобетонная смесь, способная самостоятельно набирать необходимую плотность и твердость, не требующая уплотнения ни дорожными катками, ни ручным оборудованием. Преимущества данного вида — износостойкость, водонепроницаемость, повышенная пластичность, содействующая поглощению напряжений. Такой тип асфальтобетона применяется на мостовых сооружениях, где в качестве основания проезжей части использована металлическая ортотропная плита.
Зачем закрывать полосы движения на несколько дней? Почему дорожники не работают только ночью?
Технические особенности асфальтобетонного покрытия не подразумевают работы по его укладке в очень сжатые сроки (ночное время). Кроме того, сама технология укладки не позволяет выполнять работы быстрее, чем за 48 часов, и она состоит из нескольких этапов:
-подготовка к асфальтированию
-устройство пришовных зон деформационных швов
-стабилизация асфальтобетонного покрытия
Почему движение закрыто, а в зоне работ никого нет и ничего не делается! Асфальт уже лежит, пустите машины!
Причина была описана ранее, помимо этого, процесс стабилизации асфальтобетонного покрытия составляет до 24 часов.
Какие машины используют в процессе?
Механизированная укладка асфальта подразумевает использование следующей асфальтоукладочной техники: фрезеровальная машина, асфальтоукладчик, каток, кохер (для доставки литой асфальтобетонной смеси), самосвалы, средства малой механизации и перегружатель асфальтобетонной смеси.
Места проведения работ на ЗСД всегда выгорожены специальными средствами на десятки и даже сотни метров, чтобы исключить тяжелые ДТП, и сделать их максимально заметными. Так же устанавливаются временные знаки, специальные проблесковые маяки для максимального привлечения внимания водителей, производится информирование Пользователей посредством ТПИ и мобильного приложения. Кроме того, дорожные работы планируются исходя из расчета интенсивности движения прогнозируемой для каждого конкретного участка и полосы на каждый день недели и даже на каждый час. Тем самым выполняются условия по достижению максимально возможного комфорта Пользователей при проезде участков дороги, на которых производится ремонт.
Фотографии предоставлены ГК «АБЗ-1».
М11 Нева (автомобильная дорога)
Основная статья
: М11 Нева (автомобильная дорога)
Как оплатить ЗСД
Оплата на кассе
— самый медленный и дорогой способ. Водитель должен остановиться у кассы и оплатить проезд банковской картой или наличными. Бывают терминалы без кассиров, способы оплаты .
Стоимость проезда по ЗСД без транспондера
Стоимость проезда по ЗСД без транспондера
Оплата транспондером.
Транспондер — это компактное устройство, которое позволяет оплатить проезд по платной дороге. Датчики на пункте оплаты считывают сигнал транспондера, и шлагбаум открывается автоматически. Останавливаться при этом не нужно, достаточно снизить скорость до 30 км/ч.
Устройство лучше разместить на лобовом стекле автомобиля: так датчикам будет проще его считать. Если бросить транспондер в бардачок, он может не сработать.
Всегда заранее проверяйте и пополняйте счет транспондера: при отрицательном балансе шлагбаум не откроется и придется ехать на полосу с кассой. Движение через пункт оплаты задом и поперек движения будет максимально неприятным и даже опасным
Датчиков, которые считывают транспондеры, больше, чем пунктов оплаты проезда, — тарификация получается более гибкой более точного учета мест заезда и съезда. Устройство от ЗСД можно купить в центральном офисе или в кассе на пункте оплаты проезда, в зависимости от типа.
Персонифицированный можно купить только в офисе, для этого нужно заключить договор. Цена транспондера 1500 ₽ за устройство с одним креплением и гарантией 2 года. устройство с двумя креплениями и гарантией 3 года придется заплатить 1900 ₽.
- 1500 ₽
- стоит транспондер с одним креплением и двухлетней гарантией
Анонимный транспондер стоит 1500 ₽, его можно купить в офисе или в кассе, договор заключать не нужно. Но пользоваться устройством не получится, его нужно активировать через приложение или личный кабинет, а также пополнить счет.
Пополнить баланс для оплаты поездок можно на сайте ЗСД
или через мобильное приложение «Ваш ЗСД 2.0». Транспондеры бывают и других операторов платных дорог: например, от «Автодора». Тарифы не зависят от типа устройства и его цены.
Экономии на поездках по ЗСД или без него будет посвящена отдельная глава ниже, здесь я остановлюсь только на разнице в тарифах.
Стоимость проезда с транспондером намного ниже, можно сэкономить до 78%. Например, на автомобиле первого класса полный проезд по ЗСД днем с транспондером стоит 428 ₽, а без него придется заплатить 1000 ₽.
Ночью скидка еще больше: можно сэкономить 50% от тарифа транспондера. Поездка по всему ЗСД обойдется всего в 214 ₽. Подробно все тарифы описаны в приложении к приказу об утверждении тарифов, но пользоваться им при расчете каждой поездки неудобно и бессмысленно.
Приложение транспондера Т-pass. Стоимость проезда с ним не отличается от стоимости проезда по транспондеру ЗСД
Приложение ЗСД 2.0.
Пополнить счет транспондера можно через личный кабинет на сайте магистрали. Но удобнее сделать это через приложение. Оно выглядит достаточно просто и имеет минимальный набор функций. Можно пополнить счет с одной из привязанных карт, но CVV придется каждый раз вводить вручную.
Также можно посмотреть онлайн-трансляцию с камер на пунктах пропуска и сравнить реальную ситуацию с показаниями навигатора.
Утром поток машин на въезде в спальном районе очень плотный. Полосы с кассами для проезда без транспондера слева: видно, что ими почти никто не пользуется
Деньги списываются с небольшой задержкой, поэтому баланс счета в приложении может быть отрицательным. Даже если остатка на счете не хватает для оплаты проезда, шлагбаум перед вашей машиной откроется. Но если счет к моменту проезда отрицательный, придется оплачивать в кассе, по основному тарифу.
Пополнять баланс за пару минут до проезда через пункт оплаты — плохая идея. Платеж могут зачислить в течение 20 минут, и проехать по полосе для транспондера не удастся. Придется двигаться задним ходом, а потом переезжать на полосу с кассой поперек потока машин. Это небезопасно и является нарушением ПДД, лучше так не делать.
Если сомневаетесь, что на счет ЗСД дошли деньги, а ехать нужно — проезжайте через полосу с возможностью оплатить проезд картой или наличными. На ней тоже есть датчики для транспондеров, но проехать без остановки не получится. Если баланс будет достаточным для проезда, шлагбаум откроется без участия кассира, по тарифу транспондера. А если нет — вы просто оплатите наличными или картой без скидки.
У приложения ЗСД нет красивой анимации или заботливо прорисованных кнопок. Зато все просто и понятно
Инфраструктурный опыт
Для банка «Россия» ВСД — далеко не первый проект в сфере транспортной инфраструктуры. В частности, в 2016 году банк стал участником соглашения по финансированию строительства нового терминала аэропорта Симферополя площадью 78 тыс. кв. м и пропускной способностью не менее 6,5 млн пассажиров в год. Совокупный лимит синдицированного кредита, одним из участников которого стал банк, составил 23,3 млрд руб.
Кроме того, банк является совладельцем
ООО «Морской порт Геленджик», которое совместно с ФГУП «Росморпорт» реализует в городе-курорте проект по строительству комплекса береговой инфраструктуры и многофункционального рекреационного комплекса «Геленджик Марина». Проект включает, в частности, пассажирский терминал с международным пунктом пропуска и яхтенную марину на 250 мест. На данный момент, согласно инвестиционному порталу города Геленджик, общая сумма частных инвестиций в проект оценивается в 100 млрд руб. Первое соглашение ООО «Морской порт Геленджик» с администрацией Краснодарского края было подписано в рамках ПМЭФ-2018.
А на прошлогоднем ПМЭФ, 16 июня 2022 года, банк заключил трехстороннее соглашение с АО «Третий парк» и правительством Санкт-Петербурга касательно реконструкции транспортного предприятия на севере Петербурга (пос. Лисий Нос) и приобретения 500 автобусов большого класса на газомоторном топливе. Проект предполагает реализацию в течение 7 лет. Совокупный объем инвестирования составит не менее 8,5 млрд руб.
Как он работает, где установлены камеры
ГИБДД объявила сбор штрафов на Западном скоростном диаметре. Но видеооко не всевидяще. Без автоматики остаются 72 % трассы. Места размещения фоторадаров неизменны, передвижные камеры на платной трассе не предусмотрены.
На ЗСД установлены системы, замеряющие среднюю скорость между двумя контрольными точками. Этим объясняется компактность расположения камер. Они накрывают по три относительно небольших участка в каждом направлении.
Данные о превышении скорости на ЗСД дорожная полиция в автоматическом режиме принимает с ночи 14 октября
. О первых нарушителях пресс-служба УГИБДД Петербурга обещало рассказать дней через десять. Все штрафы пойдут в доход города. У автомобилистов, которые больше пекутся о своем кошельке, чем о казенном, есть высокий шанс не попасть в статистику.
На ЗСД работают 12 стационарных камер «Кордон-Темп» – по шесть в каждом направлении. Они охватывают только ту проезжую часть, над которой висят. Технически «Темпы» способны считывать информацию только с трех полос. Они закреплены на автоматизированных системах управления движения – П-образных электронных табло, нависающих над трассой.
Основная особенность «Темпа» заключается в определении средней скорости между двумя рубежами. Ее также называют интервальной. Поэтому камеры работают в паре – их располагают на относительно небольшом расстоянии друг от друга, не более пяти километров.
Комплекс измеряет не только среднюю скорость на участке, но и мгновенную – в зоне установки каждого фоторадарного блока. Информация в центр обработки данных передается о всех трех скоростях автомобиля – входной мгновенной, интервальной и выходной мгновенной. Контролируемых отрезков на ЗСД, таким образом, получилось по три в каждом направлении, а точек замера мгновенной скорости – по шесть.
Камеры поставили не пропорционально. Полностью свободным от фотофиксации власти оставили 8,5-километровый южный участок от КАД-Юг до набережной Екатерингофки. Хотя, по прогнозам на 2025 год, интенсивность движения на этом участке составит до 144 тысяч автомобилей в сутки – кратно выше, чем на северном участке, который насытили камерами слежения.
Предпочтение властей северу наглядно демонстрирует карта отрезков, контролируемых камерами «Темпа». Например, в направлении от «Скандинавии» первая установлена на отметке 8 км 88 м. Следующая – через 4,5 километра. Второй отрезок между КАД и Богатырским проспектом имеет аналогичное расстояние. Оба приходятся на северный участок ЗСД. Контроль скорости на центральном участке ведется на паре километров надводной части трассы.
Примерно по такому же принципу расположены камеры на ЗСД в направлении с юга на север.
Протяженность ЗСД составляет 46,6 километра, оба направления — 93,2 километра. Под прицел фоторадаров попадают менее 28 % – около 26 километров.
Места размещения фоторадаров на ЗСД уже опубликованы на сайте УГИБДД Петербурга и области
и «Городского мониторингового центра»
. В обоих списках «Фонтанка» нашла фактические неточности. Дорожная полиция ошибочно указала данные установки нескольких камер, а опубликованные на сайте ГМЦ географические координаты двух радаров показывают точки в нескольких километрах в стороне от ЗСД.
Системы контроля скорости «Кордон-Темп» разработало местное научно-производственное предприятие «Симикон». Главный инженер компании Владимир Пригоровский сообщил «Фонтанке», что комплексы могут производить безлимитное количество фиксаций в единицу времени.
«Реальные ограничения может наложить плотность потока. Растет вероятность затенения номерных знаков соседними автомобилями», – добавил Пригоровский.
Внешняя освещенность для «Темпов» не принципиальна. Вероятность распознавания знаков снижается при плотных осадках в виде снега.
«В целом, при отсутствии густого снега и затенения, «Кордон-Темп» правильно распознает госномера в 97-98 % случаев», – говорит Пригоровский.
Дополнительные стационарные камеры на ЗСД в обозримом будущем пока точно не появятся. В Городском мониторинговом центре «Фонтанке» сообщили, что планов по установке передвижных фоторадарных комплексов тоже нет.
Отрезки замера скорости на ЗСД с севера на юг :
От «Скандинавии» к КАД – 8 км 088 м – 12 км 542 м;
От КАД к Богатырскому проспекту – 16 км 750 м – 21 км 109 м;
От Приморского проспекта к Благодатной улице 33 км 426 м – 35 км 792 м.
С юга на север:
От Благодатной улицы к Приморскому проспекту 9 км 815 м – 15 км 258 м;
От Приморского проспекта к КАД 21 км 807 м – 26 км 778 м;
От КАД к «Скандинавии» – 32 км 458 м – 36 км 912 м.
Камеры на ЗСД настроены на фиксацию превышения максимальной разрешенной скорости, установленной дорожными знаками 5.1 «Автомагистраль» (110 км/ч) и на ряде участков дорожными знаками 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (90 км/ч) – это ограничение действует, например, на всем центральном участке ЗСД. По ограничениям, вводимым дорожными знаками на табло переменной информации, система автоматической фиксации не работает.
Бесплатный проезд для электромобилей
Механизм подготовлен Минэкономразвития
совместно с компанией « Автодор
». Разработан порядок бесплатного проезда для владельцев (физических лиц) электромобилей как отечественного, так и зарубежного производства до конца 2023 года. Подробнее здесь
.
Интеллектуальная транспортная инфраструктура (ИТС) Россия
- Transportation Managament System Системы управления транспортом
Системы и проекты - Fleet management systems Системы управления автохозяйством
Системы и проекты - Системы безопасности и контроля автотранспорта
Системы и проекты - Спутниковая связь и навигация
Системы и проекты
Финансовая сторона проекта
Структура привлеченного МСС финансирования:
- Внешэкономбанк — 25 млрд руб.;
- Евразийский банк развития — 10 млрд руб. [29]
; - ВТБ и Газпромбанк — 17 млрд руб.;
- Европейский Банк Реконструкции и Развития — 200 млн евро;
- Акционерный капитал МСС — 9 млрд руб. [30]
Областной этап
На форуме было подписано соглашение о намерения между Акционерным банком «Россия», ВТБ и Ленинградской областью относительно 5-го и 6-го, областных этапов проекта. Суть соглашения в том, что банк «Россия» входит в проект в качестве соинвестора. Планируемый объем инвестиций в 5-6 этапы ВСД составляет порядка 100 млрд руб.
«Всеволожский район — самый крупный район России. Здесь проживает порядка 600 тыс. человек и наблюдается положительная динамика по приросту населения. Также строится новое жилье, создаются новые рабочие места. К сожалению, есть отставание по развитию транспортно-инженерной инфраструктуры. Для нас это соглашение стратегическое, мы его давно ждали», — прокомментировал подписание губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.
«Одна из ключевых задач банка «Россия» — поддержка крупных инфраструктурных проектов в масштабах страны. И особенно важно для нас партнерство с Ленинградской областью, с которой мы давно и результативно сотрудничаем. Широтная магистраль будет не только способствовать экономическому росту региона, но и значительно улучшит возможности транспортного сообщения и, как следствие, качество жизни жителей Ленобласти», — подчеркнул, в свою очередь, Михаил Клишин.
«Транспортно-логистический комплекс Ленинградской области постоянно развивается: строятся дороги, развязки, открываются новые маршруты. Уверен, совместно с такими заинтересованными и сильными партнерами мы создадим современную магистраль, которая внесет существенный вклад в транспортное развитие региона», — отметил, со своей стороны, председатель правления банка ВТБ Андрей Костин.
Движение автомобилей на платных трассах «Автодора» выросло на 13,3%
В 2022 году число проездов по платным трассам « Автодора
» достигло 242,2 млн, что на 13,3% больше, чем годом ранее. Рост произошел благодаря вводу новых платных участков на трассах М-1 и М-12, а также изменению логистических цепочек и повышение спроса в сезон отпусков.
В 2022 году трафик вырос в том числе на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД)
: среднесуточная интенсивность движения увеличилась на 10%, до 15,5 тысячи транспортных средств. На М-4, которая приносит 53,6% доходов госкомпании «Автодор» от общего сбора платы, прирост составил 3,1% (до 24,1 тысячи).
В 2022 году число проездов по платным трассам «Автодора» достигло 242,2 млн
На платных участках М-3 « Украина
» и М-11 «Нева»
интенсивность движения, напротив, упала — на 7,8% (до 13,8 тысячи) и на 4,7% (до 15,5 тысячи) соответственно. Отрицательная динамика наблюдается из-за сокращения спроса на поездки грузовиков, что в свою очередь связано с изменением логистических цепочек, объяснили в госкомпании.
На Западном скоростном диаметре в Санкт-Петербурге
(ЗСД; концессионер — компания «Магистраль Северной столицы») в 2022 году было зафиксировано 102,3 млн трансакций. Это на 3% ниже 2021 года и на 14% выше «ковидного» ( COVID-19
) 2020 года.
Как пояснили в «Автодоре», количество проездов не равно трафику. Один автомобиль может проехать через несколько рамок оплаты на трассе. Однако и трафик, как ранее сообщали в госкомпании, по легковым автомобилям на платных трассах вырос, по грузовым — временами показывал отрицательную статистику.
Ввиду прохождения трассы в теле сложившейся плотной селитебной
и промышленной застройки, насыщенной коммуникациями, более 20 км магистрали запроектировано на эстакадах, которые решены в едином архитектурно-художественном стиле, отражающем современные технические возможности мостостроения, а также деликатное и бережное отношение к городскому ландшафту. Архитектурно-концептуальная задача при проектировании ЗСД состояла в нахождении единого образа, узнаваемого и отличающегося от многих существующих объектов. Этот отличительный образ современного транспортного сооружения должен прослеживаться на всём протяжении магистрали. Большая часть трассы хорошо просматривается с городских магистралей, из жилой застройки, городских общественных центров и транспортных узлов. В связи с таким расположением автомобильные эстакады оснащены шумозащитными экранами, которые активно участвуют в создании формы и образа сооружения так же, как и светильники, которые размещены на поперечных дугах, композиционно и образно направляющих движение по магистрали.
Одной из отличительных особенностей Южного участка является сложное, оригинальное для России техническое решение, принятое в связи с особенностями строительства — перевод трассы ЗСД в два уровня, что сократило ширину дороги в два раза. Длина пролётов двухъярусных ферм на южном участке 120 и 140 м. В российской практике монтаж двухъярусных ферм подобных габаритов был осуществлён впервые.
Ключевым результатом работы по данному проекту является разработка уникальных конструкций искусственных сооружений Центрального участка ЗСД, в частности моста через Морской канал, уникального по своим размерам, технологии производства и сборки для России и всего мира. Авторским коллективом инженеров-проектировщиков Стройпроекта обеспечено решение задачи прохождения трассы в очень плотной промышленной застройке — на подходе к порту был создан единый инфраструктурный транспортный коридор: на уровне земли проходит железная дорога, а над ней возведена двухъярусная ферма, где каждый из ярусов представляет собой четырёхполосную дорогу одного направления движения. Метод технологии «Надвижка» позволил выполнять работы при значительных пролётах сооружений с меньшей трудоёмкостью.
Генеральное проектирование вёл петербургский институт « Стройпроект
», период работ по проекту: 2004—2016 гг.
Особенности трассы
Схема ЗСД.
Магистраль проходит от поселка Белоостров в Курортном районе Санкт-Петербурга до Кольцевой автодороги на юге города. Если проехать между началом и концом ЗСД по бесплатным дорогам, то пробег будет в два раза больше. А еще это довольно долго: вместо 33 минут по ЗСД придется потратить целый час.
Протяженность трассы 46,6 км, из них 26,7 км — на искусственных сооружениях
Развязки.
Сейчас действует девять развязок с трассой, еще три — в процессе строительства и проектирования. На севере ЗСД переходит в федеральную трассу А181 «Скандинавия». В городе семь действующих развязок удачно связывают магистраль со всеми районами ее прохождения.
Правила движения.
Трасса проходит в черте города, но имеет статус автомагистрали. Например, категорически нельзя останавливаться вне специально обозначенных мест. Потрясающими видами придется любоваться из движущегося автомобиля, специальных смотровых площадок нет. Остановка на обочине для фотографий может быть смертельно опасна.
Также нельзя двигаться задним ходом. Если пропустили нужный поворот, придется ехать до следующей развязки. Если резко затормозить, а потом сдать назад, можно попасть в серьезное ДТП с участием нескольких машин.
Кроме привычных металлических дорожных знаков на ЗСД есть светофоры для каждой полосы и переменные знаки. Их можно увидеть на специальных световых табло, которые хорошо видно днем и ночью. Это нужно для безопасности: на высокой скорости важно заранее перестроиться, если на одной из полос есть проблемы.
На ЗСД немало камер контроля скорости. Если превысить лимит на 20 км/ч и более — придет штраф. Некоторые камеры замеряют среднюю скорость, и такие штрафы также можно получить. В рамках этой статьи я не рассматриваю, насколько законны такие штрафы.
Система переменных знаков с камерами не связана, они настроены на постоянные ограничения скорости. Камеры также не учитывают временные металлические знаки в местах проведения работ. Водителю все равно стоит учитывать их, чтобы не попасть в ДТП.
Переменных знаков на ЗСД всего семь
Скорость движения
, как на трассе: можно разгоняться до 110 км/ч. На некоторых участках скорость ограничивают до 80 или 90 км/ч — ради безопасности на эстакадах с боковым ветром и в тоннелях.
Что делать, если машина сломалась на ЗСД
У ЗСД отдельная служба эксплуатации. В зимний период трассу чистят намного лучше, чем улицы и даже проспекты в городе. Также есть служба помощи на дороге.
Если машина сломалась, припаркуйтесь на обочине и позвоните в диспетчерскую службу по короткому номеру 0405 с мобильного или по телефону +7 (812) 647-92-36.
Сразу после вашего звонка на участке до места, где стоит машина, снизят скоростной режим, а на информационных табло ЗСД появится уведомление о помехе.
Не оставляйте машину в полосе для движения, это частая причина серьезных ДТП на скоростных магистралях. Выставьте знак аварийной остановки и включите аварийный сигнал: важно чтобы машину на обочине было легко заметить. Желательно ждать приезда службы за силовым ограждением трассы. К сожалению, специальных проходов через него нет — придется перелезать. Работник службы приедет со специальными ограждениями: так другим водителям будет проще заметить сломанный автомобиль.
Если поломка серьезная, придется самостоятельно и за свой счет вызывать эвакуатор: ПДД запрещают буксировать автомобиль по автомагистрали.
Еще служба помощи может привезти немного бензина, если он закончился, это бесплатно.
С запада на восток
ВСД пройдет через два региона — Петербург и Ленобласть. Это будет платная магистраль на шесть полос протяженностью 27,4 км, из них 14,2 км — в Петербурге и 13,2 км — в Ленобласти. Основное назначение строительства — обход центральных районов Петербурга с выходом на Невский и Красногвардейский районы. Интенсивность движения оценивается около 230 тыс. автомобилей в сутки. Изначально проект оценивался в 160 млрд руб., однако сегодня власти называют уже сумму порядка 340 млрд руб.
Предполагается, что ВСД начнется от южного участка Западного скоростного диаметра, пройдет через южные районы Петербурга вплоть до КАД и далее по Всеволожскому району Ленобласти с подключением к Колтушскому, Мурманскому шоссе, к трассе «Кола» и Всеволожску.
В 2021 году началось строительство первого этапа магистрали — Витебской развязки. Эта развязка подключает к ЗСД не только будущую магистраль, но и Витебский проспект. Общая стоимость сооружения превышает 39 млрд руб., из которых 10 млрд руб. выделяется из федерального бюджета, столько же инвестирует частный концессионер — «Магистраль Северной столицы» (строитель Западного скоростного диаметра (ЗСД), входит в «ВТБ инфраструктурный холдинг»), остальное финансируется из городского бюджета. В начале текущего года стало известно
, что Смольный готовится к заключению концессионного соглашения на оставшиеся петербургские участки.
Запомнить
- Движение по скоростной магистрали требует особой внимательности, а останавливаться на ней или ездить на задней передаче опасно для жизни.
- Поездка по ЗСД — это больше про комфорт движения и экономию времени, чем про экономию денег. Окупить проезд за счет бензина получится только в исключительных случаях.
- Заранее проверьте баланс на счете транспондера и пополните его за 30 минут до поездки: так деньги точно успеют поступить на счет.
Траектория прохождения трассы
(2008 год)
Протяжённость автодороги — 46,6 км, из которых 26,7 км построено на искусственных сооружениях: эстакадах, мостах, путепроводах и тоннелях. Ширина дороги — 4–8 полос (6 км — четырёхполосная, 18 км — шестиполосная, 22 км — восьмиполосная дорога).
Условно ЗСД делится на три участка — Южный, Центральный и Северный. Трасса проходит вдоль западной части Санкт-Петербурга, выходящей на Финский залив
, и связывает Большой морской порт Санкт-Петербурга
и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД) и выходами в страны Балтии
, Скандинавии
и регионы России. Маршрут магистрали проходит от Белоострова
на севере города до ж/д станции Предпортовая на юге, где соединяется с КАД
. К ЗСД подключена частично построенная магистраль непрерывного движения «Транспортный обход центра»
— на Гутуевском острове
и на Приморском проспекте
.

, июль 2014

- Двухъярусный мост через Морской канал
(длина 759 м, центральный пролёт 168 м, подмостовой габарит 52 м). Мост представляет собой семипролётную ферму с двухуровневым расположением проезда, общей длиной более километра. Уникальность технологии монтажа состояла в осуществлении надвижки двухъярусной неразрезной фермы на кривой в плане и в профиле, и на большом уклоне с конвейерно-тыловой сборкой на стапеле из отдельных пространственных блоков. Общая масса надвигаемых конструкций достигала 20000 тонн.- Мост вокруг острова Белый (~2 км)
- Мост подхода (~800 м)

- Вантовый мост через Корабельный фарватер в Невской губе
(длина 620 м, центральный пролёт 320 м, подмостовой габарит 35 м, высота пилонов 124 м), протяжённость 620 м. Схема: 150+320+150.- Мост подхода (~300 м)
- Путепроводы (~1,5 км)
- Туннель длиной 400 м, проложенный открытым способом под рекой Смоленкой (нижняя часть находится на глубине 13 м)
- Развязка на пересечении с набережной Макарова
- Эстакада (~200 м)
- Мостовой переход (~2 км)
- Вантовый мост через Петровский фарватер
(устье Малой Невы и Малой Невки) (длина 580 м, центральный пролёт 240 м, подмостовой габарит 25 м, высота пилонов 125 м) [7]
. Пилоны моста через Петровский фарватер размещены в центре разделительной полосы проезжей части, а ванты расходятся в разных плоскостях — такое переплетение вантов придаёт мосту оригинальный воздушный облик.- Эстакада (~200 м)
июнь 2013 год Белоостров
Контракты на строительство северного участка ЗСД были заключены в 2010 году. Отрезки от Приморского до Богатырского, стоимостью 8,9 млрд, и от КАД до Скандинавии
, стоимостью 19 млрд, возводил «Мостоотряд-19», отрезок от Богатырского до КАД, стоимостью 8 млрд, возводил «Пилон». Согласно заключённым договорам, движение по всем трём отрезкам должны были открыть в конце 2012 года, но открытие перенесли сначала на июнь 2013 года, а потом — на конец июля.
Тарифы ЗСД
Трассу поделили на пять тарифных зон: чем больше вы проедете — тем больше придется заплатить. Также стоимость зависит от класса транспортного средства, но с категориями в водительском удостоверении это напрямую не связано. Класс автомобиля определяется автоматически при проезде через пункт оплаты.
Классы транспортных средств на ЗСД
Классы транспортных средств на ЗСД
Кроме класса автомобиля стоимость проезда зависит от способа оплаты: на кассе или с помощью транспондера.
При строительстве северного участка ЗСД были окончательно утрачены следы вокзала станции Раяйоки
, архитектором которого был Бруно Гранхольм
.
Как сэкономить на проезде по ЗСД
Оценить целесообразность поездки по платной дороге.
Это легко сделать по навигатору. Он учитывает и расстояние, и время в пути. Например, мне нужно из Приморского района попасть в Купчино, и предлагают следующие варианты.
В выходной день дороги свободны и бесплатный маршрут короче на 7 км, но дольше на 8 минут
Моя машина расходует в городском режиме на 100 км пути, а по трассе — 7 л. Литр бензина стоит 53 ₽. Получается, на эту поездку через центр города я потрачу или 128 ₽. Если ехать через ЗСД, то я сожгу 2 литра бензина на 108 ₽. Экономия составит 20 ₽ и при цене проезда по платной дороге в 353 ₽ выбирать ее нет никакого смысла.
Но при большой загруженности дорог ситуация может сильно поменяться и платная магистраль позволит сэкономить около 40 минут для маршрута, а расход бензина покроет половину стоимости проезда.
Если по утренним пробкам добираться из Приморского района на Васильевский остров, придется потратить почти час времени. По платной дороге можно доехать в два раза быстрее.
Пусть расход за эту поездку будет 8 л на 100 км с учетом движения по городу и ЗСД, значит, я потрачу на бензин 64 ₽. В сильных пробках и заторах расход будет 16 л на 100 км, а значит, расходы на бензины будут уже 119 ₽. Проезд по этому участку ЗСД по транспондеру обойдется в 120 ₽, то есть за счет экономии на бензине переплата будет всего 65 ₽. За лишние полчаса утреннего сна можно и заплатить.
Чем сильнее пробки, тем выгоднее проезд по платной дороге. При поездках за город летом можно сэкономить больше часа
Скидка в 10% за 200 ₽ в месяц окупится всего за пять полных поездок по ЗСД. Безлимитный бесплатный проезд — скидка 100% за 7500 ₽ в месяц. Если каждый день ездить на работу и обратно по платной трассе, то покупка даже самой дорогой опции может быть оправданна.
Ездить ночью.
Для всех транспондеров с 00:00 до 05:59 действует скидка в 50% от стоимости проезда по транспондеру днем. Хороший способ дешево и быстро доехать, например, в аэропорт. А когда разводят мосты — все это вообще бесценно.
Все рассчитать.
На сайте ЗСД есть удобный калькулятор для расчета стоимости проезда.
Он учитывает способ оплаты и подключенные тарифные опции. Если постоянно пользоваться платной трассой по одному и маршруту, можно выбрать самый выгодный вариант.
Увеличение активности движения по платным дорогам РФ на 5,6%, до 139,9 млн поездок — «Автодор»
В 2020 году россияне на 5,6% чаще ездили по платным дорогам, чем в 2019-м. Об этом свидетельствуют данные государственной
компании « Автодора
». Всего в 2020 году автомобилисты в РФ
совершили 139,9 млн поездок по платным трассам «Автодора» против 132,5 млн годом ранее.
Как отметили в «Автодоре», в апреле-июне 2020 года был зафиксирован примерно 33-процентный спад интенсивности движения по платным дорогам из-за ограничительных мер в связи с эпидемиологической ситуацией.
Однако уже в августе и сентябре 2020 года был рекордный рост трафика. Причиной тому стала отмена ограничений, которая совпала с сезоном отпусков. По сравнению с предыдущим годом интенсивность движения в эти два месяца выросла на 14%. В октябре-декабре снизилось количество поездок на легковых автомобилях
из-за того, что в ряде регионов ухудшилась эпидемиологическая ситуация, и часть граждан перешла на удаленный режим работы.
В 2020 году россияне на 5,6% чаще ездили по платным дорогам
Чаще всего в 2020 году водители ездили по трассе М-4 «Дон» — за 12 месяцев по ней проехали 111 млн раз. На втором месте — М-3 « Украина
» (более 10 млн проездов). Первую тройку замыкает популярный маршрут от 208 км в Тверской области до 684 км в Санкт-Петербурге
(трасса М-11 «Нева»). В 2020 году по этому участку проехали более 8,8 млн раз. В среднем эти 476 км за сутки проезжало 24 тыс. автомобилей, а в пиковые месяцы — более 37 тыс. транспортных средств в день.
Короткий маршрут с 668 по 684 км был популярен у жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга
(15,7% от общего числа проездов 2020 года). На Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД) буквально за полтора месяца 2020 года зафиксировано более 600 тыс. проездов.