.
Государственно-частные партнерства
сочетают в себе лучшее из «двух миров»:
частный сектор и его ресурсы,
управленческие навыки и технологии, и
государственный сектор с его
регулирующей деятельностью и защитой
общественных интересов»
Европейская экономическая комиссия
Список литературы
•1. Игнатюк, Н. А. Государственно-частное партнерство. Учебник / Н. А. Игнатюк. – М.:
Юстицинформ, 2012. – 384 с.
•2. Кабашкин, В. А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации / В. А.
Кабашкин. – М.: Дело, 2010. – 120 с.
•3. Алпатов, А. А. Государственно-частное партнерство: механизмы реализации / А. А. Алпатов,
А. В. Пушкин, Р. М. Джапаридзе. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 196 с.
•4. Государственно-частное партнерство в инновационных системах / под общ. ред. С.Н.
Сильвестрова. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 312 с.
•5. Панкратов, А. А. Государственно-частное партнерство в современной практике: основные
теоретические и практические проблемы / А. А. Панкратов. – М.: «Анкил», 2008. – 248 с.
•6. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А.
Королев и др. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 287 с.
•7. Емельянов, Ю. С. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: зарубежный и
российский опыт / под. общ. ред. С.Н. Сильвестрова. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. –
256 с.
•8. Максимов, В. В. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре:
критерии оценки концессионных конкурсов/ В. В. Максимов. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. –
178 с.
•9. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / под. общ. ред. А.К.
Казанцева, Д. А. Рубвальтера. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 330 с.
•10. Кабашкин, В. А. Развитие государственно-частного партнерства в регионах России / В. А.
Кабашкин, А. А. Левченко, В. А. Сидоров. — Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. – 466 с.
•11. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственночастного партнерства. Европейская Экономическая Комиссия ООН. О ОН, Нью-Йорк и Женева,
2008.
Вопросы лекции
1. Определение ГЧП разными странами.
ГЧП в Республике Беларусь
2. Международный опыт развития ГЧП
Как другие страны определяют ГЧП….
Определение ГЧП в Австралии
– Это партнерство между государственным и частным секторами в целях
проектирования, планирования, финансирования, строительства и/или реализации и
управления проектами, которые обычно рассматриваются
как относяшиеся к
государственному сектору. Такие инфраструктурные проекты как дороги и мосты
являются самым распространенным примеров таких проектов
Определение ГЧП в Канаде
– — это совместное предприятие между государственным и частным секторами,
опирающееся на опыт какждого партнера, наилучшим образом удовлетворяющее
четко сформулированные потребности государства постредством соответствующего
предоставления и распределения ресурсов, рисков и прибыли
Определение ГЧП в Великобритании
– ГЧП – это совместная работа государственного и частного секторов, реализующаяся
на основе контракта или создания совместного пердприятия для обеспечения
строительства/ремонта инфраструктурных объектов или услуг. Г ЧП – это
долгосрочная договоренность на основе контракта
по проектированию,
строительству, финансированию и эксплуатации/предоставлению услугv, при этом
форма ГЧП чаще всего применяется в Великобритании
.
В Великобритании, где ГЧП получило довольно широкое
распространение, эта форма хозяйствования определяется как
«ключевой элемент стратегии правительства по обеспечению
современного, высококачественного коммунального обслуживания и
повышению конкурентоспособности страны. Государственно-частные
партнерства имеют широкий диапазон бизнес-структур и форм
товарищества: от “частной финансовой инициативы” до совместных
предприятий и концессий, аутсорсинга, продажи части акций в
принадлежащих
государству
предприятиях,
осуществляющих
коммерческую деятельность».
В Ирландии под ГЧП понимается «сотрудничество государственного и
частного секторов в целях реализации конкретного проекта или
оказания населению услуг социального характера, обязанность
предоставления которых возлагается на государственный сектор» . В
этом определении отмечается, что ГЧП может «иметь разные формы, но
в основе каждого успешного проекта лежит концепция, состоящая в
том, что за счет привлечения опыта частного сектора и
перераспределения риска в отношении стороны, которая способна более
эффективно справляться с таким риском, можно повысить общую
эффективность проекта».
Российская Федерация
• 2005г.- закон «О
концессионных
соглашениях»
• Положение «Об
инвестиционном
фонде», утвержденное
Постановлением
Правительства РФ от
23.11.2005 №694.
• Июнь 2008 г. – создан
Центр развития ГЧП
при Внешэкономбанке
• Распоряжение
Правительства РФ от
19.01.2006 №38-р «О
программе социальноэкономического
развития РФ на
среднесрочную
перспективу (20062008годы)предусмотрены
конкретные механизмы
формирования ГЧП
Санкт-Петербург
• Закон «Об участии
Санкт-Петербурга в
государственночастных
партнерствах» от
25.12.2006г. №627-100
Устанавливает
порядок и условия
участия СанктПетербурга в ГЧП
путем заключения и
исполнения
соглашений, в том
числе
концессионных.
.
• Самый первый шаг был сделан в 2003 году,
поддержав разработанную ГУП «Водоканал СПб»
схему завершения строительства Юго-Западных
очистных
сооружений
(ЮЗОС).
Уникальная
финансовая схема объединила государственные и
частные финансовые структуры Европы и
российские государственные структуры. Был принят
закон о специальной целевой программе, согласно
которой
в
бюджете
Санкт-Петербурга
предусматривались средства в размере, не
превышающем объем обязательств ГУП «Водоканал
СПб» по проекту в каждом году. В общей сложности
в финансировании строительства ЮЗОС приняли
участие 15 организаций.
• Проект: реконструкция Северной станции на
условиях ГЧП. После реконструкции станция
передается инвестору на 25 лет.
.
• Вторым приближением к схеме государственночастного партнерства стал совместный проект ОАО
«Газпром» и правительства Санкт-Петербурга по
полной реконструкции котельных и наружных
тепловых сетей Петроградского района.
• При этом была применена форма т.н. псевдоконцессии,
когда инвестор вкладывает деньги в государственное
имущество, а город через тарифную политику и
частично субсидии гарантирует их возвратность в
оговоренное время (8–10 лет). Согласно договору
«Газпром» выделяет в течение четырех лет 4 млрд.
рублей на реконструкцию 115 котельных в
Петроградском районе. Для реализации проекта
образовано ООО «Петербургтеплоэнерго».
.
• С помощью механизма ГЧП была построена и
введена в строй тепломагистраль от СевероЗападной ТЭЦ к Приморской котельной. Проект
реализовался полностью за счет инвесторов,
участие
города
(государственное
участие)
заключается в предоставлении территорий и
частично
в
управлении
объектом
(через
регулирование тарифов).
Проекты
Автомобильная дорога «Западный скоростной
диаметр» в Санкт-Петербурге
Автомобильная дорога «Западный скоростной диаметр»
• Автомагистраль с
транспортными
развязками в разных
уровнях
• 8-ми полосная
• 120 км/ч
• Максимальная
интенсивность движения
94 тыс. автомобилей в
сутки
• Общая протяженность
трассы 46,6 км
• «Магистраль Северной
Столицы» — право
строительства и
последующей эксплуатации
всей трассы ЗСД.
• Объем инвестиций – 206
млрд. руб., размер средств,
предоставляемых
Инвестиционным фондом
РФ – 71269,7 млн. руб.
• Срок реализации – 20042013гг.
• Срок окупаемости
инвестиционного проекта –
28 лет с начала реализации.
.
• Стоимость
инвестиционного
проекта – 23661 млн.
руб.
• Размер государственной
поддержки за счет
средств
Инвестиционного фонда
РФ -13609 млн. руб.
• Срок реализации – 20082011 гг.
• Срок окупаемости – 12
лет с начала реализации.
Выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с
федеральной автомобильной дороги М-1 «Москва-Минск»
Республика Казахстан
• 2006г. – Закон «О
концессиях»
• 17 июля 2008 –
создано АО
«Казахстанский центр
государственно
частного партнерства»
• Заключены договора
по 6 проектам:
• 2 договора в сфере
электроэнергии и 4
проекта в сфере
транспорта.
Великобритания
• В период с 1987г. было
подписано 979
контрактов по
привлечению
инвестиций по схеме
ЧФИ на общую сумму
67,9 млрд.ф.ст.
.
• В
настоящее
время
проекты
ГЧП
в
Великобритании имеют различную отраслевую
направленность,
в
том
числе
проекты
реализуются в социально значимых сферах
(школы, больницы, тюрьмы, суды, пожарные
части, полиция, переработка отходов и жилищное
строительство), транспортной инфраструктуре,
информационных технологиях, производстве
продукции военного назначения и досуге.
• Наиболее крупные проекты реализуются в
транспортной отрасли. В частности, это
реконструкция лондонского метро, расширение
сети автомагистралей и строительство крупных
мостов.
Структуры, осуществляющие политику ГЧП в Великобритании
• Операционная рабочая
группа – оказывает
помощь
партнерам
государства
по
вопросам
работы
ЧФИ;
• Группа политики ГЧП
–
публикация
ключевых положений
государственной
политики по вопросам
ГЧП;
• Агентство
развития
инфраструктуры
Великобритании
–
консультирует правительство
по вопросам долгосрочных
инфраструктурных
потребностей страны;
• Группа
рассмотрения
проектов – специальный
отдел
Министерства
финансов Великобритании,
осуществляет наблюдение за
процессом
утверждения
региональными
властями
проектов ЧФИ, которые
получили
поддержку
Германия
• Сферы применения:
• Дорожное хозяйство
(строительство и
эксплуатация автобанов,
мостов, туннелей);
• Коммунальное
обслуживание
населения ( вывоз и
переработка отходов,
водоснабжение);
• Энергетика
• Строительство и
эксплуатация
недвижимого
имущества (админ.
здания, полиц. участки,
суды, мед. центры);
• Социальная
инфраструктура
(детские сады, дома
престарелых)
История инициативы Германии по ГЧП
Апрель
2001
Созыв Федеральным канцлером «рабочей группы канцлера»
Июль
2002
Руководящий комитет по вопросу «ГЧП в государственном надземном строительстве»
Октябрь
2003
Обнародование федерального экспертного заключения по ГЧП
Декабрь
2003
Согласие со стороны конференции министров строительства федеральных земель
Декабрь
2003
Руководящий комитет: Практические рекомендации по рамочным условиям
Ноябрь
2004
Депутатская инициатива «Закон об ускорении внедрения ГЧП»
Декабрь
2004
Согласие со стороны конференции министров финансов федеральных земель
Июль
2004
Созыв оперативной групы по ГЧП
Май
2005
Создание федеративной структурной сети компетентности по ГЧП
Сентябрь
2005
Вступление в силу Закона об ускорении внедрения ГЧП
Апрель
2006
Сентябрь
2006
Сентябрь
2007
Обнародование рабочим комитетом федерации и земель и Федеральным министерством
финансов рекомендаций по ГЧП в бюджетной системе федерации
Август
2008
10 земель, 82 муниципалитетов и 33 других публичных заказчика выражают согласие с
нормативно-правовыми актами по работе консалтингового общества «Partnerschaften
Deutschland»
Сентябрь
2008
Тендер по частным долям в консалтинговом обществе по ГЧП для публичных заказчиков
Конституирование рабочей группы правительственной коалиции по вопросу «Закона об
упрощении ГЧП»
Решение конференции министров финансов федеральных земель о Единой инструкции по
анализу эффективности
Греция
• 2005 г. – Закон Греческой
Республики №3389 «О
партнерстве
между
государственным
и
частным секторами»
• В соответствии с Законом
образована
межведомственная
комиссия
по
вопросу
реализации ГЧП, а также в
рамках
Министерства
экономики и финансов
создан
Специальный
секретариат по ГЧП
Компетенция Специального секретариата
• Определение проектов,
которые могут быть
реализованы
с
использованием
механизма ГЧП;
• Оказание
содействия
государственным
организациям в подборе
партнеров из частного
сектора;
• Оценка предложений и
дальнейшее
направление
в
межведомственную
комиссию;
• Обеспечение
работы
межведомственной
комиссии;
• Подготовка
предложений
о
совершенствовании
нормативно-правовой
базы в сфере ГЧП;
• Подготовка
годового
отчета о реализации
проектов
с
использованием
механизма ГЧП.
Виды проектов
Коммерческие проекты
(имеющие цель получить
прибыль)
Строительство автомагистралей
«Аттики одос» (северный пригород
Афин),
«Эгнатия одос» (соединяет северовосточную и северо-западную
части Греции),
Мост «Рио-Антирио»
Некоммерческие проекты
(не преследующие цель
получить прибыль)
Под ними понимаются такие проекты,
в которых для частного инвестора
отсутствует элемент эксплуатации
построенного объекта. Речь идет о
создании объектов социального харра, эксплуатацию которых
осуществляет
само государство и которые предостав
ляются в пользование гражданам
бесплатно. При реализации расходы
ЧС возмещает гос-во путем
регулярных платежей.
Автомагистраль «Аттики одос»
• Протяженность – 65,2
км.
• Стоимость – 1,244
млрд. евро.
• Гос-во – 431 млн. евро
(34,65%).
• Консорциум получил
право управления
объектом до 2024г.
Примеры некоммерческих проектов
• Школы
• Больницы
• Здания для
размещения
государственных
учреждений
• Однако, при
реализации
некоммерческих
объектов могут
оговариваться случаи
коммерческого
использования
определенной части
возведенного объекта.
Застройка участка в афинском районе Халандри
• По соглашению, заключенному между ФГУП
«Госзагрансобственность»
и
греческой
строительной компанией «Бабис Вовос», за счет
греч. компании был построен ряд зданий,
используемых для нужд посольства России.
Другая часть участка была застроена офисными
зданиями, которыми компания получила права
пользоваться в течении 49 лет. Офисные
помещения сдаются в аренду.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1

Зарубежный опыт государственно-частного партнерства
Государственно-частные партнерства сочетают в себе лучшее из «двух миров»: частный сектор и его ресурсы, управленческие навыки и технологии, и государственный сектор с его регулирующей деятельностью и защитой общественных интересов»
Европейская экономическая комиссия
Слайд 2

ГЧП в мире
Области развития ГЧП в мире
Транспортная инфраструктура (железные дороги, дороги, аэропорты),
Здравоохранение(больницы и диагностические центры),
Аренда жилья с доступной арендной платой,
Отходы (в том числе утилизация отходов),
Электроэнергетика (особенно возобновляемые источники энергии),
Телеинформационные инфраструктуры (доступ в Интернет),
Общественный транспорт,
Тюрьмы и т.д
Слайд 3

Слайд 4
Глобально, система концессий, систематизированная в 19 веке, зарекомендовала себя для общественных служб, которые могут само-финансироваться дорожными пошлинами (инженерные сооружения) или отчислениями (водопроводная сеть …)
для других служб, не финансируемых конечными пользователями ("социальные инфраструктуры "): государственный сектор более не способен отвечать на постоянно возрастающие ожидания граждан и потребителей,
экономические и финансовые противоречия ограничивают доступные средства для общественных служб,-отсюда деградирующие инфраструктуры, и отсроченные инвестиции в здравоохранение, образование или транспорт:
за 20 лет доля инвестиций в государственный бюджет была сокращена в 2 раза, до 5 %.
» src=»https://mypresentation.ru/documents_5/505bcc5643b6d0fb4f2eeefee18b8fbc/img3.jpg»>
Слайд 5

История ГЧП на уровне Евросоюза
Слайд 6

ГЧП
ГЧП — всемирное явление
ГЧП не знает никаких границ
Государственно-(ЧП): национальные центры ГЧП
Г Частное П: частный сектор организован на международнoм уровне
Слайд 7

Центры ГЧП
Политика
советник национального правительствa по созданию благоприятной политики изаконодательства в рамках ГЧП
Центр аналитики
общий центр, который делится своим знанием по ГЧП
Управление проектами ГЧП
стимулирование и осуществление проектов, а в некоторых случаях непосредственно осуществление трансакций
Монитор практики ГЧП
обеспечение оптимального соотношения цены и качества во время срока действия контракта и постоянноe иcпользование опытa
Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Влияние финасововго кризина на рынок ГЧП
Слайд 11

КЛЮЧЕВЫЕ СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЧП
Слайд 12

Сектора экономики, где проекты
ГЧП особенно успешны
Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

ГЧП в США на сегодняшний день:
Разрозненность системы ГЧП
В отличие от многих стран, правительство США не имеет центрального органа ГЧП, отвечающего за контроль политики и программ ГЧП. Каждое крупное ведомство имеет свою собственную уникальную нормативно-правовую базу для анализа, оценки и реализации ГЧП, при этом общее руководство осуществляется Административно-бюджетным управлением. В результате в различных ведомствах системы участия в ГЧП имеют отличия друг от друга.
На уровне штатов и местном уровне, политика ГЧП раздробленна аналогичным образом. Например, на сегодняшний день в 23 штатах законодательство разрешает ГЧП в транспортной инфраструктуре, а в 27 нет. Существующие законы штатов отличаются друг от друга.
В США основная деятельность в рамках ГЧП, осуществляется на субнациональном уровне.
По причине такой разрозненности системы трудно определить в полном объеме деятельность в рамках ГЧП.
Слайд 20

Формы ГЧП применяются в следующих секторах:
Транспорт
Отходы/Сточные воды
Городское строительство
Коммунальные услуги
Школы
Здравоохранение
Городское хозяйство
Слайд 21

Завершенные проекты ГЧП (США)
Слайд 22

Завершенные проекты ГЧП (США)
Слайд 23

Слайд 24

Организация избранных секторов жизнеобеспечения
Слайд 25

История инициативы Германии по ГЧП
Слайд 26

Структура рынка ГЧП в Германии
Слайд 27

Организация фед. правительством ГЧП в Германии
Федеральное министерство финансов
Слайд 28

Слайд 29

Спасибо за внимание!
1
: Зарубежный опыт государственно-частного партнерства Государственно-частные партнерства сочетают в себе лучшее из «двух миров»: частный сектор и его ресурсы, управленческие навыки и технологии, и государственный сектор с его регулирующей деятельностью и защитой общественных интересов» Европейская экономическая комиссия
2
: ГЧП в мире Области развития ГЧП в мире Транспортная инфраструктура (железные дороги, дороги, аэропорты), Здравоохранение(больницы и диагностические центры), Аренда жилья с доступной арендной платой, Отходы (в том числе утилизация отходов), Электроэнергетика (особенно возобновляемые источники энергии), Телеинформационные инфраструктуры (доступ в Интернет), Общественный транспорт, Тюрьмы и т. д
5
: История ГЧП на уровне Евросоюза
6
: ГЧП ГЧП — всемирное явление ГЧП не знает никаких границ Государственно-(ЧП): национальные центры ГЧП Г Частное П: частный сектор организован на международнoм уровне
7
: Центры ГЧП Политика советник национального правительствa по созданию благоприятной политики изаконодательства в рамках ГЧП Центр аналитики общий центр, который делится своим знанием по ГЧП Управление проектами ГЧП стимулирование и осуществление проектов, а в некоторых случаях непосредственно осуществление трансакций Монитор практики ГЧП обеспечение оптимального соотношения цены и качества во время срока действия контракта и постоянноe иcпользование опытa
10
: Влияние финасововго кризина на рынок ГЧП
11
: КЛЮЧЕВЫЕ СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЧП
12
: Сектора экономики, где проекты ГЧП особенно успешны
19
: ГЧП в США на сегодняшний день: Разрозненность системы ГЧП В отличие от многих стран, правительство США не имеет центрального органа ГЧП, отвечающего за контроль политики и программ ГЧП. Каждое крупное ведомство имеет свою собственную уникальную нормативно-правовую базу для анализа, оценки и реализации ГЧП, при этом общее руководство осуществляется Административно-бюджетным управлением. В результате в различных ведомствах системы участия в ГЧП имеют отличия друг от друга. На уровне штатов и местном уровне, политика ГЧП раздробленна аналогичным образом. Например, на сегодняшний день в 23 штатах законодательство разрешает ГЧП в транспортной инфраструктуре, а в 27 нет. Существующие законы штатов отличаются друг от друга. В США основная деятельность в рамках ГЧП, осуществляется на субнациональном уровне. По причине такой разрозненности системы трудно определить в полном объеме деятельность в рамках ГЧП.
20
: Формы ГЧП применяются в следующих секторах: Транспорт Отходы/Сточные воды Городское строительство Коммунальные услуги Школы Здравоохранение Городское хозяйство
21
: Завершенные проекты ГЧП (США)
22
: Завершенные проекты ГЧП (США)
23
: Рынок государственно-частных партнерств (ГЧП)
24
: Организация избранных секторов жизнеобеспечения
25
: История инициативы Германии по ГЧП
26
: Структура рынка ГЧП в Германии
27
: Организация фед. правительством ГЧП в Германии Федеральное министерство финансов
29
: Спасибо за внимание!

Зарубежный опыт государственно-частного партнерства
Государственно-частные партнерства сочетают в себе лучшее из «двух миров»: частный сектор и его ресурсы, управленческие навыки и технологии, и государственный сектор с его регулирующей деятельностью и защитой общественных интересов»
Европейская экономическая комиссия

ГЧП в мире
Области развития ГЧП в мире
Транспортная инфраструктура (железные дороги, дороги, аэропорты),
Здравоохранение(больницы и диагностические центры),
Аренда жилья с доступной арендной платой,Отходы (в том числе утилизация отходов),
Электроэнергетика (особенно возобновляемые источники энергии),
Телеинформационные инфраструктуры (доступ в Интернет),
Общественный транспорт,Тюрьмы и т.д

ГЧП в мире
За последние 16 лет с
1994 – 2009 были реализованы почти 1,200 контрактов
ГЧП на сумму почти 290 млн. E URO,
В странах с ГЧП широко используется управление, выполняются необходимые и обоснованные условия двух упомянутых групп, общественного обслуживания,
Предпочтения относительно ГЧП устанавливаются по разному (например в Испании – это инфраструктура и больницы; в Германии – школы и больницы), но в каждом случае имеется последовательная целенаправленная стратегия назначения органов государственной власти, предпочтительный курс действий на всех уровнях,
Во всех странах существуют специальные институты – для программирования и
содействию в широком смысле, выбору данной формы действий.

Историческая справка
=> Глобально, система концессий, систематизированная
для других служб, не финансируемых конечными
пользователями («социальные инфраструктуры «): государственный сектор более не способен отвечать на постоянно возрастающие ожидания граждан и потребителей,
экономические и финансовые противоречия ограничивают
доступные средства для общественных служб,-отсюда деградирующие инфраструктуры, и отсроченные инвестиции в здравоохранение, образование или транспорт:
за 20 лет доля инвестиций в государственный бюджет была сокращена в 2 раза, до 5 %.

История ГЧП на уровне Евросоюза
7 мая 2003 г. Комиссия обнародовала „Стратегию единого внутреннего рынка – первоочередные задачи на 2003 – 2006 гг.“, в которой говорится о потребности в разработке правовых вопросов ГЧП. Объявление о выпуске «зеленой книги» по ГЧП.
21 мая 2003 г. Комиссия представила «зеленую книгу» по услугам общей направленности. В ней приводится критический анализ политики Комиссии в области услуг и ставится вопрос о необходимости и целесообразности общих правовых рамок для этих услуг на уровне Евросоюза.
На 2-е полугодие 2003 г. Комиссией планируется обнародование «зеленой книги» по работе с публичным размещением заказов и ГЧП.
30 апреля 2004 г. Принятие Комиссией «зеленой книги»
4 апреля 2006 г. Европейский совет, Европейский парламент и Комиссия согласовали финансовые рамки на 2007- 2013 гг.
26 октября 2006 г. Решение Европейского парламента
30 мая 2007 г. Принятие Европейским парламентом Постановления о дотациях за счет фонда трансъевропейской транспортной сети на 2007-2013 гг. на сумму ок. 8 млрд. евро.
20 июня 2007 г. Опубликование Постановления о дотациях за счет фонда трансъевропейской транспортной сети на 2007-2013 гг. в Официальном бюллетене Евросоюза.
5 февраля 2008 г. Комиссия обнародовала сообщение по толкованию вопросов применения правовых норм Евросоюза по публичным заказам и концессиям применительно к институционализированным государственно-частным партнерствам (ИГЧП).
16 сентября 2008 г. Е ИБ и Комиссия учредили Европейский центр компетентности по ГЧП (EPEC — European PPP Expertise Centre).

ГЧП — всемирное явление
ГЧП не знает никаких границ
национальные центры ГЧП
Г Частное П: частный сектор организован на международнoм уровне

Центры ГЧП
• советник национального правительствa по созданию благоприятной политики изаконодательства в рамках ГЧП
• общий центр, который делится своим знанием по ГЧП
•Управление проектами ГЧП
• стимулирование и осуществление проектов, а в некоторых случаях непосредственно осуществление трансакций
•Монитор практики ГЧП
• обеспечение оптимального соотношения цены и качества во время срока действия контракта и постоянноe иcпользование опытa

Секторы ГЧП в Европе
Страна 
Австралия 
Бельгия
Ирландия 
Казахстан 
Литва 
Латвия

Влияние финансововго кризиса на рынок ГЧП
банковских активов ГЧП на 50% в Европе

Влияние финасововго кризина на рынок ГЧП
Эволюция банковских марж для проектов ГЧП ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Source: Ernst & Young, EPEC research
Соседние файлы в папке презентации ГЧП Новая папка_1
- #
- #
- #
- #
лекция 25.05.2012.pptx
- #

КЛЮЧЕВЫЕ СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЧП

Сектора экономики, где проекты

Особенности применения ГЧП в странах Европы и США
Всего в мире в течение 1980-х – 2000-х гг. было реализовано несколько тысяч крупных проектов ГЧП, не говоря об огромном количестве региональных и муниципальных проектов.
Первая постройка канала по концессионному принципу во Франции датируется 1552 г. Г ЧП в концессионной форме использовалось многими странами, в том числе и Россией, на рубеже XIX — XX веков, особенно для строительства железных дорог.
Анализ опыта применения ГЧП в странах с разным уровнем социально-экономического развития, реализованных с помощью концессионной формы ГЧП, показал, что такие партнерства успешно применяются в (автодороги, железные дороги, аэропорты, порты, трубопроводный транспорт) и инфраструктуре (здравоохранение, образование, развлечение, туризм), (водоснабжение, электроснабжение, очистка воды, газоснабжение и др.), в других сферах (тюрьмы, оборона, объекты военной сферы). При этом лидирующей является , за ней с небольшим отрывом следует
Анализ зарубежного опыта использования ГЧП показал, что в каждой из стран «Большой семерки» имеется своя наиболее приоритетная отрасль по использованию ГЧП. Так, в такой отраслью являются (32 из 36 проектов), в – (123 из 352 проектов) и (113 из 352 проектов), в Германии – образование (24 из 56 проектов), в Италии, Канаде и Франции – здравоохранение.
Особенности применения ГЧП в странах Европы
других развитых странах (Австрия, Бельгия, Дания, Австралия, Израиль, Ирландия, Финляндия, Испания, Португалия, Греция, Южная Корея, Сингапур) на
1-м месте по числу использования ГЧП находится отрасль, связанная со строительством и реконструкцией автодорог (93 проекта), а за ней уже следуют с весьма значительным отрывом здравоохранение (29 проектов), образование (23 проекта) и средства размещения (22 проекта).
Существует корреляция между уровнем развития страны и отраслью, которая выбирается для привлечения в нее инвестиций с помощью ГЧП. В связи с высоким уровнем социально-экономического развития стран «Большой семерки» и других развитых стран приоритетность отраслей здравоохранения и образования обусловлена также политикой этих государств и их социально- экономическим развитием.
Особенности применения ГЧП в странах Европы и США
Напротив, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой указанные отрасли (за исключением автодорог) не будут приоритетными. Учитывая более низкий уровень экономического развития в этих странах, на 1-е место по приоритетности привлечения инвестиций с помощью ГЧП должна выйти транспортная инфраструктура, а именно строительство и реконструкция автодорог, аэропортов, железных дорог и др. Так, в странах с переходной экономикой (37 из 915 проектов)– страны Центральной и Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния); страны Балтии (Латвия); страны СНГ (Украина), отрасли «Здравоохранение» и «Образование» находятся уже далеко не на 1-м месте по применению ГЧП – лидируют автодороги, строительство мостов и тоннелей, легкого наземного метро, аэропортов.

Особенности применения ГЧП в странах Европы
развивающихся странах (22 из 915 проектов) – Индия, Бразилия, Чили, Гонконг, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты – как и в предыдущей группе стран, на
1-м месте по количеству ГЧП находятся автодороги, на 2-м месте – аэропорты, тюрьмы и водоочистные сооружения.
Такое распределение отражает в первую очередь заинтересованность стран в развитии этих отраслей (индивидуальных для каждого типа
стран), так как ГЧП позволяет привлечь инвестиции частного сектора, снизить затраты государственного сектора, распределить риски между партнерами.



ГЧП в США на сегодняшний день
В отличие от многих стран, правительство США не
имеет центрального органа ГЧП, отвечающего за контроль политики и программ ГЧП. Каждое крупное
ведомство имеет свою собственную уникальную
нормативно-правовую базу для анализа, оценки и
реализации ГЧП, при этом общее руководство
осуществляется Административно-бюджетным управлением. В результате в различных ведомствах
системы участия в ГЧП имеют отличия друг от друга.
На уровне штатов и местном уровне, политика ГЧП
раздробленна аналогичным образом. Например, на сегодняшний день в 23 штатах законодательство
разрешает ГЧП в транспортной инфраструктуре, а в 27
нет. Существующие законы штатов отличаются друг от друга.
В США основная деятельность в рамках ГЧП,
осуществляется на субнациональном уровне.
По причине такой разрозненности системы трудно
определить в полном объеме деятельность в рамках ГЧП.

Формы ГЧП применяются в следующих секторах
Соседние файлы в папке презентации ГЧП Новая папка_1
- #
- #
- #
- #
лекция 25.05.2012.pptx
- #

Завершенные проекты ГЧП (США)

Завершенные проекты ГЧП (США)
Школа Джеймса Ф. Ойстера, ВашингтонОздоровительный Центр для пожилых людей, Уильямсберг, Виржиния

Рынок государственно-частных

Организация избранных секторов жизнеобеспечения

История инициативы Германии по ГЧП
Апрель 2001 Июль 2002 Октябрь 2003 Декабрь 2003 Декабрь 2003 Ноябрь 2004 Декабрь 2004 Июль 2004 Май 2005 Сентябрь 2005 Апрель 2006
Созыв Федеральным канцлером «рабочей группы канцлера» Руководящий комитет по вопросу «ГЧП в государственном надземном строительстве» Обнародование федерального экспертного заключения по ГЧП
Согласие со стороны конференции министров строительства федеральных земель Руководящий комитет: Практические рекомендации по рамочным условиям Депутатская инициатива «Закон об ускорении внедрения ГЧП» Согласие со стороны конференции министров финансов федеральных земель Созыв оперативной групы по ГЧП Создание федеративной структурной сети компетентности по ГЧП
Вступление в силу Закона об ускорении внедрения ГЧП
Конституирование рабочей группы правительственной коалиции по вопросу «Закона об упрощении ГЧП»
Решение конференции министров финансов федеральных земель о Единой инструкции по анализу эффективности
Обнародование рабочим комитетом федерации и земель и Федеральным министерством финансов рекомендаций по ГЧП в бюджетной системе федерации
10 земель, 82 муниципалитетов и 33 других публичных заказчика выражают согласие с нормативно-правовыми актами по работе консалтингового общества «Partnerschaften Deutschland»
Тендер по частным долям в консалтинговом обществе по ГЧП для публичных заказчиков
Quelle: PPP Task Force, Bundesministerium für Verkehr, Bau und Stadtentwicklung

Структура рынка ГЧП в Германии
Больше частного капитала для публичных задач
Больше предприятий в сфере жизнеобеспечения

Организация фед. правительством ГЧП в Германии
Транспорт Гражданская
общество по разработке проектов
Автодороги жел. дорога, водный транспорт,
Фед. земли
общества по проектному менеджменту

Развитие ежегодного объема инвестиций в проекты ГЧП в Германии
в млн. евро, с 2002 г.

Спасибо за внимание!
Соседние файлы в папке презентации ГЧП Новая папка_1
- #
- #
- #
- #
лекция 25.05.2012.pptx
- #
ЗСД — Личный кабинет — Вход