Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 августа 2022 года; проверки требуют 10 правок.
Экспозиционно-выставочный комплекс городско́го электри́ческого тра́нспорта Са́нкт-Петербу́рга (бывш. Музей городского электрического транспорта) — подразделение ОСП СПб ГУП «Горэлектротранс» «Трамвайный парк №3», содержащее на балансе собрание экспонатов, демонстрирующих этапы развития электротранспорта на территории Санкт-Петербурга. Основу коллекции составляют находящиеся на ходу экземпляры основных моделей трамваев и троллейбусов, массово использовавшихся в Санкт-Петербурге, эксплуатация которых была прекращена. Территориально Экспозиционно-выставочный комплекс расположен в ангарах бывшего Василеостровского трамвайного парка. Коллекция занимает два из трёх исторических корпусов парка, откуда в 1907 году вышел первый трамвай Санкт-Петербурга.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 декабря 2020 года; проверки требуют 29 правок.
У этого термина существуют и другие значения, см. Горэлектротранс.
Санкт-петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта, сокращённо СПб ГУП «Горэлектротранс», СПб ГУП ГЭТ — трамвайно-троллейбусное предприятие города Санкт-Петербурга.
Обслуживает в общей сложности 87 маршрутов (46 троллейбусных и 41 трамвайный), эксплуатирует более 700 троллейбусов большой и особо большой вместимости (в том числе с увеличенным автономным ходом), более 700 одиночных и сочленённых трамваев.
В ведении «Горэлектротранса» также находится структурное подразделение «Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга», в которой содержится музейная коллекция раритетных троллейбусов и трамваев. Предприятие выпускает газету «Петербургские магистрали». Слоган предприятия — «Всем по пути».
Маршруты и общая информация
- Юго-восточная (в Невском и Красногвардейском районах). Обслуживается преимущественно трамвайным парком № 7.
- Юго-западная (в Кировском и Красносельском районах). Обслуживается трамвайным парком № 8.
- Южная (в Московском и Фрунзенском районах). Обслуживается трамвайным парком № 1.
Между ними проходит по одному маршруту (№ 16 через площадь Репина и улицу Марата, № 3 по Садовой улице, № 23 соединяет Финляндский вокзал и Охту), а на сеть ТКК существуют две пересадки. Линия по Литейному проспекту, связывающая Лиговский проспект и площадь Ленина (и вместе с ней северную часть) не используется в регулярном движении. Прямое сообщение между Лиговским проспектом и площадью Александра Невского отсутствует с 2007 года.
Салон трамвая 71-801 (Alstom Citadis 301 CIS) с установленными считывателями бесконтактных смарт-карт. 2015 год
Конечные станции и оборотные кольца
Ретро-трамваи в Санкт-Петербурге
До этого также эксплуатировались вагоны следующих типов:
- ЛМ-57 (1958—1986);
- ЛМ-68 (1968—1993);
Немассово также эксплуатировались следующие вагоны:
Грузовой трамвай с вагоном-дозатором
Производство трамваев в Санкт-Петербурге
Седьмой трамвайный парк «Горэлектротранса» построят в Шушарах
В Петербурге завершился поиск подрядчика, который подготовит проект нового, седьмого по счёту трамвайного парка «Горэлектротранса» (СПб ГУП ГЭТ).
По итогам открытых конкурсных процедур контракт на разработку документации получило проектное бюро «Луч», сообщили в пресс-службе комитета по транспорту 7 июля. Новый трампарк предприятия появится на Софийской улице в Шушарах. Согласно условиям договора, заключённого с «Горэлектротрансом», подрядчику также предстоит провести инженерные изыскания и археологическую разведку участка, на котором будет идти строительство.
«На территории будущего трамвайного парка планируется, в частности, разместить депо вместимостью до 100 трамваев, административно-бытовой корпус, встраиваемую столовую, механизированную мойку, трамвайные линии, тяговые подстанции и трансформаторы, а также котельную. Срок окончания проектирования — осень 2024 года», — уточнили в профильном ведомстве.
На сегодняшний день инвентарный пассажирский трамвайный парк предприятия (инвентарные парки образуют вагоны, приписанные к конкретной дороге. — Ред.) включает почти 750 трамваев. Масштабную программу по обновлению подвижного состава и развитию инфраструктуры городского электротранспорта «Горэлектротранс» реализует с прошлого года. Параллельно идёт работа по ремонту существующих трамвайных путей и модернизации тяговых подстанций.
«В 2022 году в Петербурге было отремонтировано более 21,5 км трамвайных путей, заменено 17 км контактного провода, сопутствующей арматуры и 17 силовых трансформаторов тяговых подстанций, реконструирована тяговая подстанция №3 в Дегтярном переулке. Два трамвайных маршрута (№55 и 60) оснащены устройствами приоритетного проезда, ведётся реконструкция трамвайного парка №7», — напомнили в комитете по транспорту.
Ранее «ДП» подробно писал о реконструкции этого и других трамвайных парков предприятия. Минувшей весной «Горэлектротранс» объявил конкурс на выполнение второго этапа строительно-монтажных работ по реконструкции здания депо трамвайного парка №7. Начальная цена контракта превысила 2 млрд рублей. Полностью обновить инфраструктуру СПб ГУП ГЭТ планируется к концу 2028 года.
В мае «ДП» рассказывал о конкурсе на поставку 116 различных трамваев за 16,5 млрд рублей. Согласно техническому заданию, новые вагоны нужно поэтапно отправить в Петербург до конца 2026-го. При этом большую часть (49 трамваев) подрядчик должен собрать и поставить в течение следующего года.
Через несколько лет в Петербурге планируют создать полностью беспилотный трамвай. В начале лета соглашение о разработке инновационного транспорта подписали «Горэлектротранс», российский разработчик искусственного интеллекта для наземного транспорта Cognitive Pilot и компания «ПК Транспортные системы».
«ДП» собирает круглый стол «Электротранспорт — альтернатива ДВС или нишевой продукт?»
Мероприятие состоится в режиме онлайн 13 июля. Прямую трансляцию смотрите на dp. ru в 12
В феврале этого года Европарламент окончательно одобрил запрет на выпуск новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания начиная с 2035 года. К этому моменту, по оценке платформы Confused.com, в таких странах, как Нидерланды и Норвегия, доля электромобилей среди всех авто приблизится к 100%, в Португалии и Германии они займут более половины рынка, а в странах Восточной Европы на электрокары пересядет до трети автомобилистов. Сбалансированный сценарий эволюции EV в России, предусмотренный правительственной концепцией развития отрасли, предусматривает долю 15% электротранспорта от общего числа авто к 2030 году.
Однако эти планы строились в досанкционную эпоху. С одной стороны, России теперь если не отрезан полностью, то сильно затруднён доступ к новым технологиям. С другой стороны, после февраля 2022 года в стране запустилось первое массовое производство электромобилей, локализуемых под маркой Evolute, а ещё почти десяток брендов собирается представить собственные электрокары.
Но для рядового потребителя всё равно зачастую остаётся неясным смысл приобретения электромобиля вместо привычного авто с ДВС. Сомнения в реальной экологичности электротранспорта, страх дефицита зарядной инфраструктуры и запчастей, а также общий скепсис в отношении технологии мешают населению пересаживаться на EV. Предлагаем в рамках круглого стола обсудить эти вопросы и оценить, в каких условиях рынку электротранспорта придётся развиваться в ближайшие годы.
Вопросы для обсуждения
1. Может ли уже сейчас электрокар заменить автомобиль с ДВС? В каких сферах бизнеса электрокары могут вытеснить традиционные авто, а где для них места в ближайшее время не найдётся?
2. «Зелёность» электротранспорта — реальность или маркетинговая уловка? Можно ли сравнить углеродный след EV и авто с ДВС на всём «жизненном цикле» продукта, начиная от добычи материалов для его производства, заканчивая его утилизацией? Как поступать с отработавшими аккумуляторами электромобилей?
3. Что выгоднее — заряжаться от розетки или заправляться на бензоколонке? Когда инфраструктура для зарядки станет такой же распространённой, как обычные АЗС?
4. Можно ли сегодня в России найти запчасти для ремонта электрокара? Какой вид транспорта надёжнее при эксплуатации в городе и при дальних путешествиях?
5. Остаётся ли сегодня поддержка электротранспорта приоритетом государства? Сможет ли отрасль жить самостоятельно, без льгот и субсидий?
Участники круглого стола*
*Состав участников формируется, следите за анонсом
К участию приглашаем:
Модератор — главный редактор «Делового Петербурга» Игорь Павловский. По результатам круглого стола запланирована публикация.
Собирают речные трамваи на верфях «Эмпериум в Санкт-Петербурге.
«Сюда приходят комплектующие и оборудование части судна. Здесь формируется надстройка, элементы интерьера и экстерьера, устанавливается оборудование, идет насыщение судна, спуск на воду, проведение швартовых испытаний», — рассказал исполнительный директор судостроительной компании Денис Ткачёв.
Производственный цикл строительства одного судна составляет 4-5 месяцев.
Производство на 60% — 80% (в зависимости от того, оценивать по объёму комплектующих или стоимости) локализовано в России. Те же элементы, поставки которых в Россию сейчас невозможны, судостроители замещают комплектующими российского производства или поставляемыми из дружественных стран.
Однако утверждение о полной независимости проекта от международного рынка также было бы ошибочным: «Отечественные разработчики ячеек для накопителя энергии оставляют желать лучшего. Они по габаритам и характеристикам не дотягивают», — приводит пример Ткачев.
Однако и такие сложности преодолимы. Да, из-за этого приходится вносить некоторые изменения в проекты он дорожает, но реализован он все равно будет, обещают представители «ВодоходЪ. Пассажирский порт».
«При этом изначальная стоимость проекта в два раза ниже, чем у зарубежных аналогов именно благодаря локализации в России», — объясняет руководитель проекта Юрий Куликов.
«Здесь батарейная система большой мощности, которая обеспечивает мощность хода почти на 200 километров. Оптимизация обводного корпуса позволяет затрачивать меньше энергии на движение. Эффективные и пропульсивные технологии значительно сократят энергозатратность двигателя и увеличат скорость лодки до 22 километров», — уточнил руководитель государственной компании «Организатор перевозок» Владислав Султанов.
Вместимость тех речных трамваев, которые сейчас строятся на верфях, 50 человек. А максимальная — 80 человек. Зарядка электрического двигателя будет происходить автоматически при швартовке к пристани.
Представители проекта говорят, что при его разработке ориентировались на опыт Копенгагена, где подобный транспорт уже используется. Но в дептрансе Москвы настаивают, что отечественное начинание делает уникальным именно то, что наши электрические трамваи можно будет использовать круглый год.
Одним из значимых вопросов организации движения новых электрических речных трамваев остается создание инфраструктуры: им нужно всё новое.
Согласно планам Департамента транспорта Москвы, на маршрутах построят плавучие причалы с панорамным остеклением, кафе, информационными экранами, Wi-Fi. На них также расположат зарядные станции для водного транспорта.
Сейчас стандартов организации зарядных станций для речного транспорта нет, говорит представитель судостроительного завода. Поэтому перед партнёрами стоит задача создания такой инфраструктуры с нуля — именно её потом будут принимать за основу все остальные.
Поэтому «ВодоходЪ» строит не только сам электротранспорт, но также и причалы, разрабатывает сами зарядные станции и методику использования инфраструктуры. Заряжаться трамвай будет на станциях в момент посадки и высадки пассажиров. Для этого создана специальная аппарель, которая в момент швартовки опускается и одновременно служит для посадки/высадки пассажиров и для зарядки трамвая.
Компания АО «ВодоходЪ. Пассажирский порт» стала оператором и эксплуатантом нового речного транспорт в Москве. В рамках пятнадцатилетнего контракта с властями столицы компания обязуется поставить, эксплуатировать и обслуживать на Москве-реке 21 всеесезонный электрический пассажирский речной трамвай.
Первые 4 трамвая этим летом готовятся выйти на линию «Парк «Фили» — Киевский».
Компания «ВодоходЪ» также планирует заменить свои питерские «Метеоры», которые сегодня используются на туристической линии «Дворцовая площадь — Петродворец», на скоростные катамараны с электрическим двигателем.
Планы развития в конце 2000-х годов
Реконструированы трамвайные линии:
Построены трамвайные линии:
Трамвайная система «Чижик». Первый месяц работы трамваев Stadler B85600M на маршруте 8
Автомобилисты и трамвай
Выезд автомобилей на пути лишает трамвай его преимуществ и делает его движение не столь эффективным.
Общегородские схемы
Показано изображений: 30 из 110
Фотографии отсортированы по дате съёмки, вверху самые новые.
Главная Форум Правила РедколлегияТёмная тема
Нецелесообразное использование бюджетных средств
Ремонт трамвайных путей довольно часто производился перед снятием трамвайной линии с данной улицы или началом капитального ремонта всего дорожного покрытия, что многими расценивалось как отмывание чиновниками денег.
Также распространена практика, когда недавно отремонтированные линии становится невозможно эксплуатировать и они остаются заброшенными на неопределённый срок. К числу таких линий относится набережная Обводного канала от Лиговского проспекта до Рыбинской улицы. По данным на 2023 год все еще сохраняются фрагменты этих путей.
Применение при ремонте путей неэффективных и дорогих технологий
Редакторы: Максимов А., Кирилл, Неватролл, frunzenecc, lvs97a, Mozambique.
- ЛМ-57
- ЛМ-68
- ЛВС-93
- ЛВС-89
- ВМЗ-5298.01
- АКСМ-321
- ВЗТМ-5284
- АКСМ-201
Троллейбусы массово выходили на парад в честь 75-летнего юбилея 22 октября 2011 года в составе ЯТБ-1 № 44, 1936 года выпуска; МТБ-82Д № 226, 1947 года выпуска; ЗиУ-5Г № 143, 1967 года выпуска; ЗиУ-682Б № 4409, 1972 года выпуска; КТГ-1 №ТЛ-1, 1976 года выпуска. К ним присоединились современные машины БКМ-321 № 3441, 2008 года выпуска; ВМЗ-5298.01-50 «Авангард» № 2328, 2010 года выпуска; ТролЗа-5265 «Мегаполис» № 6401, 2010 года выпуска. Троллейбусы проследовали от площади Александра Невского через Невский проспект до Конногвардейского бульвара и обратно.
Санкт-петербургский трамвай в культуре
На территории старейшего в городе Василеостровского трамвайного парка работает структурное подразделение СПб ГУП «Горэлектротранс» «Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта Санкт-Петербурга».
Мемориальная плита на месте первого трамвайного маршрута
Памятник трамваю Brush в музее ГЭТ
Блокадный трамвай типа МС у парка № 8
Памятники, связанные с трамваями
Трамваи в Санкт-Петербурге не раз попадали в кадры кинофильмов и принимали непосредственное участие в развитии сюжета.
В частности:
Тема трамвая неоднократно поднималась в творчестве петербургских музыкантов:
Длина сети и размер парка (на конец года)
Паровой трамвай на 2-м Муринском проспекте
Открытие трамвайного движения по 4 маршруту, 17
cентября 1907 г.
Переполненный трамвай МС-1 + ПС в 1933 году
Трамвайный путепровод над железнодорожной станцией «Автово»
Красным цветом обозначены линии, закрытые и демонтированные после 1991 года
История создания музея
Интерес к городской технике появился в России относительно поздно — в 1970-х годах, когда отдельные энтузиасты стали собирать коллекции. 29 сентября 1967 года в южном депо был открыт музей истории трамвайного парка, первый музей подобного типа в стране. И только в 1990-е годы началась активная работа по восстановлению подвижного ретросостава и организации музея, предназначенного для публичных посещений.
Фактически музейная коллекция ведёт историю с 1997 года. К празднованию 90-летия петербургского трамвая были отреставрированы почти все основные образцы трамваев, работавших в Петербурге. А уже в 2000 году начинает формироваться центральное музейное предприятие: вагоны были размещены в ангаре трамвайного парка № 2 на Среднем проспекте Васильевского острова.
Впоследствии была начата реставрация старых автобусов и троллейбусов. Первым стал троллейбус ЯТБ-1, найденный в Ленинградской области на дачном участке — на данный момент единственный сохранившийся в мире экземпляр. Реставрация шла четыре года.
Акция протеста у ворот Василеостровского трампарка 28 ноября 2009 г.
Коллекция Экспозиционно-выставочного комплекса
В настоящий момент в Экспозиционно-выставочном комплексе содержится подвижной состав, насчитывающий 46 вагонов трамваев и 18 троллейбусов, которые собраны в двух ангарах. Представлены экземпляры всех трамвайных вагонов, массово использовавшихся в Петербурге и эксплуатация которых была прекращена.
В составе предприятия находятся обособленные структурные подразделения — трамвайные и троллейбусные парки Санкт-Петербурга, а также службы и ведомства им подконтрольные (электрослужба, аварийная служба, ремонтная служба).