ДОСТРАИВАТЬ ЗСД

За́падный скоростно́й диа́метр
(ЗСД) — внутригородская в .

За́падный скоростно́й диа́метр
( ЗСД
) — внутригородская платная
автомагистраль
в Санкт-Петербурге
.

ДОСТРАИВАТЬ ЗСД

Этой ночью в Петербурге завершилось строительство платной трассы ЗСД — уникального для России примера государственно-частного партнерства. Впереди прием высокопоставленных гостей, сдача в эксплуатацию и тестирование. Открыть проезд обещают в октябре-ноябре.

Этой ночью в Петербурге
завершилось строительство единственной в России платной трассы в черте города — Западного скоростного диаметра. Центральный участок обошелся в 128 млрд рублей, из них бюджет выделял 51 млрд рублей. Северный и южный участок за 36 и 47 млрд рублей соответственно уже работают.

Для автомобилистов ЗСД
станет доступен не сегодня, а лишь осенью. Впереди еще торжественное открытие, на котором сегодня ждут Владимира Путина и президента Турции Реджепа Эрдогана (в строительстве трассы участвовала турецко-итальянская компания ICA). Стоимость проезда по трассе пока неизвестна. По данным собеседников «ДП», знакомых с ходом строительства ЗСД, проезд по всей трассе будет стоить не более 600 рублей.

Но и торжественная церемония —
лишь формальность. Необходимо протестировать дорогу и оформить массу документов, прежде чем ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС, консорциум, который управляет трассой, в него входят «ВТБ Капитал», Газпромбанк, итальянская Astaldi, турецкие Ictas Insaat и Mega Yapi, кипрская GPB) сможет открыть движение.

собирались открыть в августе и сентябре, рассматривали возможность запустить сквозное движение без возможности съезда. Но сейчас допускают открытие в октябре или ноябре. По контракту, МСС должна завершить работы в III квартале 2016 года, поэтому любой из месяцев условия соглашения не нарушает.

По договору, в течение
первых 4 лет работы трассы, до 2019 года, Смольный должен компенсировать убытки МСС. В 2016 году в бюджете города заложено 4,1 млрд рублей на компенсацию. Всего за 4 года планируется выплата 17 млрд рублей. Впрочем, окончательная сумма, по договору, зависит от того, сколько денег трасса приносит по итогам работы за год. Годовой доход от ЗСД, по концессионному соглашению, должен составлять не менее 9,6 млрд рублей. Собственно, разницу с этой цифрой Смольный и должен возмещать концессионеру до 2019 года. В 2020 году ЗСД выйдет на самоокупаемость, и концессионер начнет выплачивать деньги в бюджет. Выплата будет составлять 90% денег, собранных свыше 9,6 млрд рублей.

в 2011 году на срок до 2042 года и учитывает среднегодовую инфляцию 5%. Без учета инфляции бюджет должен получать 5,5 млрд рублей, с учетом инфляции — 17 млрд рублей. Так, до 2042 года ЗСД может пополнить бюджет Петербурга на сумму до 380 млрд рублей. Эти цифры указывают на то, что в итоге город и бюджет оказываются в выигрыше, окупают вложенные 134 млрд рублей и получают прибыль.

Этот договор о ГЧП
бизнесмены и эксперты считают одним из самых успешных и крупных в России. Его традиционно презентуют на тематических транспортных форумах как пример успешной работы России в сфере ГЧП.

Между тем, в Петербурге
планируется строительство «второго ЗСД», платной трассы в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Стоимость ее строительства оценивается в 160 млрд рублей. Для проекта сейчас как раз ищут инвестора. Идею презентовали и на инвестиционном форуме в Каннах и на ПМЭФ.

ДОСТРАИВАТЬ ЗСД

Смольный решил достроить ЗСД. Он возведет три развязки, после чего передаст их концессионеру. Это позволит бюджету сэкономить, считают эксперты.

Первой построят развязку на пересечении с Новым шоссе у Белоострова. Это самый простой и недорогой объект из трех — контракт на его строительство на сумму 807 млн рублей принадлежащее городу АО «Западный скоростной диаметр»
(владелец самой дороги, которая находится в управлении концессионера — «Магистрали Северной столицы»
, МСС) заключит с ПО «Возрождение»
, ставшим единственным участником конкурса.

Развязка подключит к ЗСД Белоостровское шоссе, поселки Песочный и Левашово, а также позволит быстрее попасть на Приморское шоссе и в Курортный район. Как указано в проектной документации, территории, попадающие в зону тяготения развязки, планируют развивать. В частности, в Песочном построят около 300 тыс. м2 жилья, перспективна для застройки и территория Сертолово. В непосредственной близости от будущей развязки расположена промышленная зона Белоостров — крупный резерв под промышленную застройку. Все это поспособствует росту востребованности ЗСД, считают городские чиновники и авторы проекта.

Еще две развязки построят на пересечении ЗСД с Шуваловским пр. (которого в этом месте пока нет) и с ул. Шкиперский проток. Первая дополнительно свяжет магистраль с Приморским районом, вторая — с южной частью Васильевского острова.

Не все сразу

Решения о количестве и местоположении съездов и заездов на ЗСД принимались городом задолго до проведения конкурса на строительство скоростной магистрали. Эти три развязки тоже планировались, но во вторую очередь. Строить их собрались в 2016 году, когда заканчивались работы на центральном участке ЗСД. Зимой 2017 года АО «ЗСД» заключило с институтом «Стройпроект»
контракт на 367 млн рублей на разработку проектно–сметной документации. Стоимость строительства объектов оценили в 8 млрд рублей, соглашение о строительстве было подписано на ПМЭФ–2017. В 2016 году МСС рассматривали возможность строительства трех дополнительных развязок за свой счет. Однако в компании не смогли ответить на вопрос, когда и почему было принято решение финансировать их из бюджета.

«Все три развязки заложены в проект как перспективные, при возведении магистрали была оставлена возможность для их строительства. В частности, Приморский район уже давно развивается ускоренными темпами, поэтому было логичным предусмотреть здесь дополнительную развязку — с Шуваловским пр., к тому же существующий съезд на Богатырском пр. сильно загружен», — отмечают в пресс–службе АО «ЗСД».

Такой уверенности с развязкой в створе Шкиперского протока у чиновников не было. В 2013 году за 400 тыс. рублей был подготовлен ее предпроект, однако полноценную документацию заказывать не стали. Тогда власти посчитали это нецелесообразным, и в итоге Васильевский остров связали с ЗСД только в районе продолжения наб. Макарова.

Уже опоздали

Развязку с Новым шоссе планировали построить еще к ноябрю 2018 года, остальные две — в 2019 и в 2020 годах. Однако конкурс по первому объекту объявили только в середине декабря 2018 года. Вероятно, на него просто не были предусмотрены средства. Сейчас в бюджете на строительство развязок с Новым шоссе и с Шуваловским пр. в 2019 году заложено 1,1 млрд рублей, в 2020 году — 4,2 млрд рублей. На василеостровскую развязку средства пока не предусмотрены, но город от нее не отказывается. Из–за ее сложности предварительные сроки начала строительства не называются. Предполагается, что развязка будет иметь семь съездов, кроме того, должна быть построена новая улица и реконструирован Шкиперский мост. Общественные слушания по проекту планировки развязки назначены на 12 февраля. Развязка с Новым шоссе должна быть готова к концу ноября 2019 года, с Шуваловским пр. — годом позже.

Доходные развязки

В АО «ЗСД» уверены, что новые развязки разгрузят транспортные потоки на скоростной магистрали и прилегающих улицах, однако эксперты полагают, что они, наоборот, способны лишь догрузить потоки.

«Для города дополнительные развязки в застройке — это плохо, это только концентрация потоков машин на улицах. Лишний поток транспорта будет съезжать на и без того загруженные дороги. Вторая развязка на Васильевском острове приведет дополнительные машины в центр города. Развязка с Шуваловским пр. первое время может поработать транзитом, большой нагрузки для городских улиц не создаст, но лишь до тех пор, пока в той части не начнут строить жилье», — считает представитель Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин.

По мнению Валдина, новые развязки с ЗСД — это вопрос привлечения дополнительных машин на скоростную магистраль, которая при текущей эксплуатации не окупается. Здесь есть выгода как для компании «Магистрали Северной столицы»
, которая эксплуатирует ЗСД, так и для города, который компенсирует концессионеру неполученную прибыль.

На ЗСД сейчас фиксируется до 335 тыс. транзакций в сутки. По итогам 2018 года совершено почти 88 млн транзакций, рост транспортного потока по сравнению с 2017 годом составил около 10%. В МСС полагают, что тенденция к эволюционному росту трафика будет сохраняться, этому будут способствовать и новые развязки.

«Создание и запуск в эксплуатацию перспективных развязок будут способствовать увеличению транспортного потока на магистрали сверх указанного эволюционного роста и, что так же значимо, снятию нагрузки с наиболее востребованных развязок, что позволит исключить вероятность затруднений движения, повысит комфорт пользователей и приведет к дальнейшему росту потока», — отмечают в МСС.

По условиям концессионного соглашения МСС будет взимать плату за проезд по магистрали до 2042 года. Город обязан компенсировать компании недополученную прибыль, минимальный гарантированный доход МСС — 9,67 млрд рублей в год. Так, например, в 2017 году из бюджета Петербурга ушло 5,2 млрд рублей. Потом трафик на ЗСД стал расти, этому способствовал запуск движения по центральному участку, и ежегодные выплаты МСС сократились в среднем до 4 млрд рублей. В 2019 году субсидия составит 3,7 млрд рублей.

Пару лет назад предполагалось, что проект выйдет на самоокупаемость спустя 5 лет после запуска движения по всему участку — после 2021 года. Однако осенью 2018 года Смольный уже озвучил приблизительные выплаты к 2024 году — 300 млн рублей.


Ввиду прохождения трассы в теле сложившейся плотной селитебной
и промышленной застройки, насыщенной коммуникациями, более 20 км магистрали запроектировано на эстакадах, которые решены в едином архитектурно-художественном стиле, отражающем современные технические возможности мостостроения, а также деликатное и бережное отношение к городскому ландшафту. Архитектурно-концептуальная задача при проектировании ЗСД состояла в нахождении единого образа, узнаваемого и отличающегося от многих существующих объектов. Этот отличительный образ современного транспортного сооружения должен прослеживаться на всём протяжении магистрали. Большая часть трассы хорошо просматривается с городских магистралей, из жилой застройки, городских общественных центров и транспортных узлов. В связи с таким расположением автомобильные эстакады оснащены шумозащитными экранами, которые активно участвуют в создании формы и образа сооружения так же, как и светильники, которые размещены на поперечных дугах, композиционно и образно направляющих движение по магистрали.

Одной из отличительных особенностей Южного участка является сложное, оригинальное для России техническое решение, принятое в связи с особенностями строительства — перевод трассы ЗСД в два уровня, что сократило ширину дороги в два раза. Длина пролётов двухъярусных ферм на южном участке 120 и 140 м. В российской практике монтаж двухъярусных ферм подобных габаритов был осуществлён впервые.

Ключевым результатом работы по данному проекту является разработка уникальных конструкций искусственных сооружений Центрального участка ЗСД, в частности моста через Морской канал, уникального по своим размерам, технологии производства и сборки для России и всего мира. Авторским коллективом инженеров-проектировщиков Стройпроекта обеспечено решение задачи прохождения трассы в очень плотной промышленной застройке — на подходе к порту был создан единый инфраструктурный транспортный коридор: на уровне земли проходит железная дорога, а над ней возведена двухъярусная ферма, где каждый из ярусов представляет собой четырёхполосную дорогу одного направления движения. Метод технологии «Надвижка» позволил выполнять работы при значительных пролётах сооружений с меньшей трудоёмкостью.

Генеральное проектирование вёл петербургский институт « Стройпроект
», период работ по проекту: 2004—2016 гг.


При строительстве северного участка ЗСД были окончательно утрачены следы вокзала станции Раяйоки
, архитектором которого был Бруно Гранхольм
.

Траектория прохождения трассы

ДОСТРАИВАТЬ ЗСД
Строительство ЗСД у платформы Ленинский проспект
(2008 год)

Протяжённость автодороги — 46,6 км, из которых 26,7 км построено на искусственных сооружениях: эстакадах, мостах, путепроводах и тоннелях. Ширина дороги — 4–8 полос (6 км — четырёхполосная, 18 км — шестиполосная, 22 км — восьмиполосная дорога).

Условно ЗСД делится на три участка — Южный, Центральный и Северный. Трасса проходит вдоль западной части Санкт-Петербурга, выходящей на Финский залив
, и связывает Большой морской порт Санкт-Петербурга
и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД) и выходами в страны Балтии
, Скандинавии
и регионы России. Маршрут магистрали проходит от Белоострова
на севере города до ж/д станции Предпортовая на юге, где соединяется с КАД
. К ЗСД подключена частично построенная магистраль непрерывного движения «Транспортный обход центра»
— на Гутуевском острове
и на Приморском проспекте
.


ДОСТРАИВАТЬ ЗСД
Пересечение ЗСД с проспектом Стачек
, июль 2014


ДОСТРАИВАТЬ ЗСД
Схема центрального участка западного скоростного диаметра (показан пунктиром).
  • Двухъярусный мост через Морской канал
    (длина 759 м, центральный пролёт 168 м, подмостовой габарит 52 м). Мост представляет собой семипролётную ферму с двухуровневым расположением проезда, общей длиной более километра. Уникальность технологии монтажа состояла в осуществлении надвижки двухъярусной неразрезной фермы на кривой в плане и в профиле, и на большом уклоне с конвейерно-тыловой сборкой на стапеле из отдельных пространственных блоков. Общая масса надвигаемых конструкций достигала 20000 тонн.

    • Мост вокруг острова Белый (~2 км)
    • Мост подхода (~800 м)
ДОСТРАИВАТЬ ЗСД
Центральный участок ЗСД, мост над устьем Малой Невы (Петровским фарватером)
  • Вантовый мост через Корабельный фарватер в Невской губе
    (длина 620 м, центральный пролёт 320 м, подмостовой габарит 35 м, высота пилонов 124 м), протяжённость 620 м. Схема: 150+320+150.

    • Мост подхода (~300 м)
    • Путепроводы (~1,5 км)
  • Туннель длиной 400 м, проложенный открытым способом под рекой Смоленкой (нижняя часть находится на глубине 13 м)
    • Развязка на пересечении с набережной Макарова
    • Эстакада (~200 м)
    • Мостовой переход (~2 км)
  • Вантовый мост через Петровский фарватер
    (устье Малой Невы и Малой Невки) (длина 580 м, центральный пролёт 240 м, подмостовой габарит 25 м, высота пилонов 125 м) [7]

    . Пилоны моста через Петровский фарватер размещены в центре разделительной полосы проезжей части, а ванты расходятся в разных плоскостях — такое переплетение вантов придаёт мосту оригинальный воздушный облик.

    • Эстакада (~200 м)


  • июнь 2013 год Белоостров

    июнь 2013 год Белоостров

  • ДОСТРАИВАТЬ ЗСД

  • Движение по ЗСД открыто 2 августа 2013 года[18].

Контракты на строительство северного участка ЗСД были заключены в 2010 году. Отрезки от Приморского до Богатырского, стоимостью 8,9 млрд, и от КАД до Скандинавии
, стоимостью 19 млрд, возводил «Мостоотряд-19», отрезок от Богатырского до КАД, стоимостью 8 млрд, возводил «Пилон». Согласно заключённым договорам, движение по всем трём отрезкам должны были открыть в конце 2012 года, но открытие перенесли сначала на июнь 2013 года, а потом — на конец июля.

Траектория прохождения трассы

Автодорога протяжённостью 46,6 км, из которых 55 % составляют искусственные сооружения (эстакады, мосты, путепроводы и тоннели). Ширина — 4-8 полос. Трасса проходит вдоль выходящей на западной части Санкт-Петербурга и связывает Большой морской порт Санкт-Петербурга
и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автомобильной дорогой Санкт-Петербурга и выходами в страны , и регионы . Маршрут магистрали проходит от на севере города до станции Предпортовая на юге, где соединяется с Кольцевой автомобильной дорогой
(КАД). К ЗСД подключена частично построенная магистраль непрерывного движения «Транспортный обход центра»
 — на (юг) и на (север).

Файл:Western Rapid Diameter. JPG

Строительство ЗСД у платформы (2008 год)

Условно ЗСД делится на три участка — южный, центральный и северный.


Файл:ZSD crossing Stachek Prospekt.jpg

Пересечение ЗСД с проспектом Стачек
, июль 2014


Файл:Russia-Petersburg-zsd-map-2016-aug osm.jpg

Схема центрального участка западного скоростного диаметра (показан пунктиром).

  • Двухъярусный мост через Морской канал
    (длина 759 м, центральный пролёт 168 м, подмостовой габарит 52 м)

    • Мост вокруг острова Белый (~2 км)
    • Мост подхода (~800 м)
Файл:The bridge of the Western rapid diameter over the mouth of Neva river.jpg

Центральный участок ЗСД, мост над устьем Невы (Корабельным фарватером)

  • Вантовый мост через Корабельный фарватер в Невской губе
    (длина 622 м, центральный пролёт 320 м, подмостовой габарит 35 м, высота пилонов 125 м)

    • Мост подхода (~300 м)
    • Путепроводы (~1.5 км)
  • Туннель длиной 400 м проложенный открытым способом под рекой Смоленкой (нижняя часть находится на глубине 13 м)
    • Развязка на пересечении с
    • Эстакада (~200 м)
    • Мостовой переход (~2 км)
  • Вантовый мост через Петровский фарватер
    (устье Малой Невы и Малой Невки) (длина 600 м, центральный пролёт 240 м, подмостовой габарит 25 м, высота пилонов 125 м) [6]

    • Эстакада (~200 м)


Автомагистраль I-й категории протяжённостью 26,4 км от Приморского проспекта до в районе , имеющая три полосы для движения транспорта в каждом направлении (самый удалённый от города последний участок имеет две полосы в каждую сторону). 80% северного участка наземные, а остальные на мостах и путепроводах. В составе магистрали предполагалось сооружение одного тоннеля и постройка 72 инженерных сооружений, среди которых — мосты, путепроводы и транспортные развязки.

Контракты на строительство северного участка ЗСД были заключены в 2010 году. Отрезки от Приморского до Богатырского, стоимостью 8,9 млрд, и от КАД до , стоимостью 19 млрд, возводил «Мостоотряд-19», отрезок от Богатырского до КАД, стоимостью 8 млрд, возводил «Пилон». Согласно заключённым договорам, движение по всем трём отрезкам должны были открыть в конце 2012 года, но открытие перенесли сначала на июнь 2013 года, а потом — на конец июля.

Финансовая сторона проекта

Структура привлеченного МСС финансирования:

  • Внешэкономбанк — 25 млрд руб.;
  • Евразийский банк развития — 10 млрд руб. [29]

    ;
  • ВТБ и Газпромбанк — 17 млрд руб.;
  • Европейский Банк Реконструкции и Развития — 200 млн евро;
  • Акционерный капитал МСС — 9 млрд руб. [30]


При строительстве северного участка ЗСД были окончательно утрачены следы вокзала станции , архитектором которого был .

Тарифы на проезд

Файл:Чек платы за проезд на Западном скоростном диаметре.jpg

Чек оплаты за проезд

С 0 часов 00 минут 4 февраля 2017 года начинается взимание платы за проезд по Центральному участку ЗСД, начинают работу барьерные пункты взимания платы на въезде с наб. реки Екатерингофки в сторону Центрального участка и на съезде на наб. реки Екатерингофки, при движении со стороны Центрального участка.

Вводятся следующие тарифные изменения:

При оплате наличными, банковскими картами, БСК:

Для разовых пользователей ЗСД, оплачивающих проезд не транспондерами, вводятся пять тарифных зон и устанавливается Базовый тариф. Стоимость проезда каждой из тарифных зон составляет 60 руб. для транспортного средства 1 класса (полные тарифы и описание тарифных зон см. в приложениях к релизу).

Устанавливаемый тариф действует круглосуточно. Базовый тариф «Ночь» отменяется.

С началом платной эксплуатации Центрального участка оплата проезда транспондером становится еще более выгодной за счет точной тарификации маршрута благодаря системе Flow+.

При оплате проезда транспондером (60% пользователей ЗСД):

Продолжает действовать инновационная система платности Flow+, стоимость поездки пользователя определяется, исходя из маршрута, который он проехал по ЗСД. С началом платной эксплуатации Центрального участка маршруты по нему также будут тарифицироваться.

Изменяется Базовый тариф «Транспондер».

Если маршрут пользователя совпадает с тарифной зоной, то Базовый тариф «Транспондер» на 15% ниже тарифа, применяемого при наличной оплате, если маршрут меньше тарифной зоны, то стоимость меньше не только на 15%, но и пропорционально расстоянию в соответствии с маршрутом. При использовании транспондера с абонентской платой предоставляется дополнительная скидка 10%.

Для пользователей транспондеров устанавливается ночной Базовый тариф «Транспондер», действующий при поездках, совершенных в период с 00:00 до 05:59, стоимость проезда в это время ниже, чем днем на 50%.

Поездки с транспондером являются существенно более выгодными, чем при оплате наличными, банковской картой или БСК.

При оплате наличными поездка от развязки с КАД (Север) до Богатырского пр., Приморского пр. или наб. Макарова стоит одинаково – 120 руб (тарифная зона 3 и тарифная зона 4 – пример приведен для транспортного средства 1 класса). На указанных съездах нет барьерных пунктов оплаты, поэтому определить, где пользователь, оплачивающий наличными, завершит поездку по ЗСД невозможно.

Система Flow+ позволяет точно определить маршрут, соответственно тариф является более справедливым:

КАД (Север) – Богатырский пр. = 53 руб.*

КАД (Север) – Приморский пр. = 65,8 руб.*

КАД (Север) – наб. Макарова = 102 руб.*

* Приведена стоимость поездок для ТС 1 класса при оплате транспондером без абонентской платы. Если абонентская плата есть, то предоставляется дополнительная скидка 10%. Если поездка совершается с 00:00 до 05:59, то стоимость будет еще на 50% ниже.

Ссылка на страницу тарифов на официальном сайте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *