ЧТО ТАКОЕ БЕССПОРНЫЕ ЗАКУПКИ И КАКУЮ РОЛЬ ОНИ ИГРАЮТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГДЕ НА ОДНОГО ПОСТАВЩИКА ПРИХОДИТСЯ ЧЕТВЕРТЬ ГОСЗАКУПОК ПО 44 ФЗ

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Малые электронные закупки

Электронная малая закупка — это разновидность закупки у единственного поставщика по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, которая проводится в электронной форме.

Управление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации,
120 ак. часов

Она проводится на тех же электронных площадках, что и другие электронные закупки по Закону № 44-ФЗ, применяется исключительно для закупки товаров. Минимальная цена контракта может быть любой.

Максимальное значение — не более 3 млн руб. (ч. 12 
ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Объем электронных малых закупок учитывается в предельных годовых объемах закупок по п. 4, 5 ч. 1 
ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Рассмотрим алгоритм проведения такой процедуры

Этап 1. Участники формируют на электронной площадке, подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью и размещают предварительное предложение о поставке товаров, которое содержит информацию, предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в том числе наименование товара, его характеристики, товарный знак, наименование страны происхождения, количество и т.д.

Обратите внимание: размещение таких предложений означает согласие участника на направление оператором электронной площадки предложений о поставке заказчику.

Такое предложение можно отозвать в любой момент, но только до того, как оператор электронной площадки направит его заказчику (пп. «и» п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Этап 2. Заказчик формирует в ЕИС извещение, содержащее информацию, указанную в п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (например, наименование товара, адрес площадки, требования к участникам и т.д.).

Этап 3. В течение одного часа с момента размещения извещения оператор определяет из всех предварительных предложений (заявок) не более пяти заявок, соответствующих его требованиям.

Этап 4. Оператор присваивает каждой заявке номера в порядке возрастания цены. Если несколько заявок подано с одинаковой ценой, первый номер присваивается той заявке, которая была направлена раньше.

Этап 5. Оператор направляет заявки заказчику.

Этап 6. Заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения заявок, принимает решение по каждой из заявок и присваивает номера.

Этап 7. Заказчик формирует протокол подведения итогов, который размещается в ЕИС и на электронной площадке в течение часа.

Этап 8. Далее заключается контракт с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном ст. 51 Закона № 44-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных ч. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ:

Безальтернативная закупка

Подборка наиболее важных документов по запросу Безальтернативная закупка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка у единственного поставщика(КонсультантПлюс, 2023)

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 37 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона» Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»»Аукционная документация содержит противоречия в части применения антидемпинговых мер, а именно пункт 2.14 раздела 1 «Общие положения» аукционной документации не указывает на возможность предоставить информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, а содержит безальтернативное предоставление только обеспечения исполнения контракта в полуторном размере от установленного в аукционной документации в случае снижения цены на 25% от начальной (максимальной) цены контракта.»

Готовое решение: Как осуществить закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ(КонсультантПлюс, 2023)

Готовое решение: Как провести закупку по 223-ФЗ у единственного поставщика(КонсультантПлюс, 2023)

Нормативные акты

«КонсультантПлюс: Новости для специалиста по закупкам»С 15 августа случаев заключения госконтрактов в упрощенной форме станет больше — закон опубликован (09.08.2023)

Справочная информация: «Правовой календарь на III квартал 2023 года»(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Отдельные разногласия между государственным заказчиком и единственным поставщиком по цене на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, будут рассматриваться по решению коллегии Военно-промышленной комиссии РФ или ее президиума

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярны у заказчиков:

Например, изготовление памятных медалей «XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года в г. Сочи» было поручено акционерному обществу «Гознак» Распоряжением Президента РФ от 06.12.2017 №421-рп «Об учреждении памятной медали «XIX всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года в г. Сочи».

Также обратите внимание, что 08.03.2022 Федеральным законом Российской Федерации от 08.03.2022 № 46 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 46-ФЗ) были установлены новые случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в частности:

Следует иметь в виду, что с 08.03.2024 п. 5.1 ч. 1 ст. 93 утрачивает силу.

Пункт с 08.03.2024 утрачивает силу.

Этот пункт с 08.03.2024 утрачивает силу.

Важно отметить, что в период до 31.12.2023 включительно Правительство РФ в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.

Также эти положения распространяются и на субъекты РФ. В период до 31.12.2023 решением высшего исполнительного органа государственной власти в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.

Отдельно хотелось бы выделить малые электронные закупки, которые могут проводиться заказчиком для приобретения товаров в соответствии с п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму менее 3 млн руб.

Безальтернативный способ обеспечения заявки

ВС РФ поддержал суды, которые решили, что требование конкурентной закупки об обеспечении заявки только деньгами незаконно. Это объяснили тем, что оно:

Отметим, ВС РФ и ранее поддерживал сходную позицию. Однако 9-й ААС высказывал иное мнение.

Тренды глазами участников закупочной деятельности

Аналитическая компания «Эксперт Бизнес-Решения» провела ежегодный опрос участников рынка электронных закупок. Респондентами стали коммерческие компании, объем закупок которых в 2022 году составил не менее 500 млн рублей. Их мнения об основных трендах 2022–2023 годов, влияющих на рынок, представлены в таблице ниже.

Таблица. Основные тренды глазами участников закупочной деятельности

В настоящее время рынок электронных закупок находится в состоянии трансформации, которая вызвана как естественным ходом прогресса и изменениями потребностей заказчиков и поставщиков, так и влиянием процессов «большой» — структурной – трансформации российской экономики.

В 2022 году основным вызовом для участников рынка электронных торговых площадок (ЭТП) стало продолжение активной цифровизации закупок, фоном которой служит массированное импортозамещение зарубежного ПО и движение в сторону цифрового суверенитета.

Кроме того, большие усилия были направлены на раскрытие потенциала отечественных поставщиков, прежде всего из сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ). Это стало следствием вымывания значительной доли иностранных поставщиков товаров и услуг в связи с беспрецедентным санкционным давлением. Многие заказчики сделали крен в сторону закупок малого объема, а также закупок на маркетплейсах.

На стыке двух этих процессов возникла потребность в развитии новых технологических решений, которые позволили бы привлечь к участию в закупках как можно большее число контрагентов и сделать их работу на ЭТП максимально удобной и комфортной.

Опрос, проведенный аналитической компанией «Эксперт Бизнес-Решения», свидетельствует о том, что отрасль стремительно вошла в фазу активных изменений, причем первоначальные шоки были преодолены достаточно быстро и без фатальных последствий.

Проблемные точки остаются. По-прежнему негативное влияние на развитие рынка электронных закупок оказывают низкая конкуренция между поставщиками и фактическое отсутствие полной достоверной экспертизы их качества. Узким местом продолжает оставаться ориентация электронных платформ на государственные закупки, что мешает развиваться этому рынку в коммерческом сегменте. Кроме того, все так же доставляет беспокойство проблема защиты информации и кибербезопасности.

Импортозамещение – драйвер рынка

Подход к импортозамещению в 2022 году изменился, что было связано с лавинообразным введением антироссийских санкций и потребностью быстро на это реагировать. Снизились требования к рентабельности импортозамещающих проектов, расширилась их номенклатура (особенно в области медицины и фармацевтики, машино- и станкостроения).

В течение 2022 года были приняты соответствующие законопроекты: установлен приоритет российского программного обеспечения (ПО), входящего в особый реестр, для госзакупок; установлена обязанность приобретения отечественных товаров при конкурсных и аукционных процедурах; для заказчиков установлены обязательные минимальные доли продукции российских производителей; внедрена упрощенная схема для медицинской и фармацевтической продукции; увеличены гранты на создание российских аналогов для тех комплектующих и товаров, которые ранее не производили на территории РФ; введена промышленная ипотека для производителей; сокращены минимально возможные сроки процедуры заключения специальных инвестиционных контрактов с государством и т. д.

Происходящие процессы, вероятно, уже поменяли прежнюю картину рынка электронных закупок, при которой в торгах не участвовало порядка 90% российских компаний. Как заказчики, так и поставщики в течение всего прошлого года активно работали над изменением структуры и ориентации своей деятельности. Первые диверсифицировали и расширяли свои базы контрагентов по снабжению, вторые стали активнее предлагать свои товары и услуги на электронных торговых площадках, в т. ч. и на маркетплейсах.

В 2022 году одобрение государства получил как антикризисная мера и параллельный импорт. Пока предполагается, что механизм будет действовать до конца 2023 года. По данным исследования компании «МойСклад», в настоящее время наибольшую долю товаров в рамках параллельного импорта составляет электроника – 41% предпринимателей завозят именно ее. 34% приходится на товары для дома, 31% – на одежду и обувь, 25% – на товары для детей, 18% – на автотовары, 17% – на товары для здоровья и красоты. Кроме того, в рамках параллельного импорта в Россию завозят древесину, промышленное оборудование и спортивные товары. В целом, пришли к выводу исследователи, товары из списка параллельного импорта продают 17% представителей МСБ. В рамках параллельного импорта активно развиваются новые торговые каналы и связи с новыми рынками: Азии, Тихоокеанского региона, Африки, Южной Америки.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по Закону № 44-ФЗ).

В конце статьи вы найдете алгоритм согласования закупки у единственного поставщика и шаблон обращения для согласования контракта у единственного поставщика в ФАС.

В конце статьи есть шпаргалка

Требование образцов товара

ФАС, 2-й и 11-й ААС считают, что при подаче заявок нельзя требовать образцы продукции.

Этого нельзя делать, в частности, потому, что такое условие обязывает участника приобрести или изготовить продукцию заранее. Закон N 223-ФЗ не обязывает иметь ее при подаче заявки.

Опыт

В практике нередки случаи, когда требование к опыту устанавливают неправильно, например излишне детализируют. Так, заказчик приобретал услуги по уборке корпусов университета. Часть из них — объекты культурного наследия. В С РФ поддержал суды, которые посчитали, что нельзя оценивать опыт только по договорам, где сходные услуги оказывали на таких объектах образовательных организаций:

Отметим, есть пример, когда ВС РФ согласился с противоположной позицией судов по сходному спору. Доводы об особенностях объекта оказания услуг сочли убедительными.

Преимущества закупок на ЭТП и препятствия к развитию рынка

Согласно данным опроса аналитической компании «Эксперт Бизнес-Решения», главным преимуществом респонденты назвали возможность снижать цену – 26,3%, в прошлом году этот показатель составлял 24,7% и занимал второе место. Технологичность и снижение коррупционных рисков остались в числе основных преимуществ, как и годом ранее (23 и 22% соответственно).

Среди других преимуществ организации закупок через ЭТП, названных участниками опроса:

В то же время ряд препятствий мешают развитию закупочной деятельности на электронных торговых площадках. Основным фактором, препятствующим переводу процедур на ЭТП, участники опроса считают низкий уровень конкуренции между поставщиками – 25,1%, в прошлом году так ответили 16,1%. В топ-3 популярных ответов также вошли качественная собственная тендерная система – 20,8% и нехватка дополнительной экспертизы о надежности поставщиков – 19,6%.

Другие факторы, препятствующие развитию рынка электронных закупок, по мнению опрошенных:

Более половины опрошенных компаний не назвали ни одного фактора, препятствующего проведению закупок на ЭТП.

Тенденции, возникшие в 2022-м на фоне борьбы с последствиями санкций для российской экономики, в текущем году продолжились. Риторика государства по-прежнему направлена на поддержку отечественных компаний и предпринимателей, а законодательные инициативы, связанные с рынком электронных закупок, получают дальнейшее развитие. Так, в марте 2023 года группа сенаторов представила поправки в Закон о контрактной системе, которые были поддержаны в Минфине. Суть предлагаемых новаций – в снятии очередных барьеров в проведении закупок: сокращении сроков закупок, упрощении закупочных процедур, повышении ценового порога для проведения электронного запроса котировок до 10 млн рублей и снятии ограничений на объем таких закупок, разрешении проводить строительные закупки под ключ до 1 января 2025 года.

То же касается и импортозамещения. Так, в 2023-м начал работать по усовершенствованной схеме закрепленный в ПП № 617 еще в прошлом году принцип «второй лишний», уточнены и дополнены перечни продукции, в отношении которой должна соблюдаться минимальная доля закупок товаров российских производителей, уточнен и дополнен перечень товаров иностранного происхождения, которые запрещено допускать к закупкам для государственных и муниципальных нужд и т. д.

Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»

Спасибо за подписку на наши новости!

Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции

Естественное течение прогресса и переход к технологической независимости

Яркий тренд, в последние годы значительно повлиявший на деятельность самих электронных торговых площадок, – цифровизация закупок, сопровождающаяся внедрением отечественного ПО.

Андрей Кашутин,
Генеральный директор АО «Единая электронная торговая площадка» («Росэлторг»)

Нас ждут активная цифровизация частных закупок и ускорение бизнес-процессов совершения сделок. Доля закупок в электронном виде у компаний, не попадающих под законодательное регулирование, невелика, при этом частные крупные предприятия видят реальную экономию, получаемую в результате электронных торгов, у организаций, действующих в рамках 223-ФЗ.

Процесс цифровизации закупок, естественный для текущего уровня технологического прогресса и ухода в цифру, характерного практически для всех отраслей экономики, уникально совпадает по времени со стремлением России выйти из состояния зависимости от иностранных вендоров.

Переход закупочного процесса в электронный формат характерен как для госсектора, так и для корпоративного и частного бизнеса. Это общемировая тенденция: B2B-сектор активно мигрирует в сторону электронной коммерции. По данным McKinsey, в 2022 году 65% американских B2B-компаний предпочитали проводить сделки онлайн. Согласно исследованиям Digital Commerce 360, объем продаж цифровой коммерции B2B в Китае составил $2,78 трлн. По прогнозам Statista, выручка от торговли физическими товарами в российском B2B в 2023 году по сравнению с 2019-м может вырасти на 75% (с $26,1 млрд до $45,68 млрд), а в 2024-м – более чем на 91% (до $49,91 млрд).

Что касается отказа от импортного ПО, то первоначально решения об этом было, скорее, ситуативным: оставшись без подписок после ухода крупнейших международных вендоров (только после ухода из России SAP, по данным TAdviser, объемы закупок упали почти на 6%), электронные торговые площадки, как и их клиенты не захотели выбирать других иностранных поставщиков ПО из-за опасений попасть в такую ситуацию повторно.

В 2022 году как естественное течение событий, так и законодательные решения, связанные с переходом к технологическому суверенитету, сделали выбор российского софта безальтернативным. Многие российские поставщики IT-решений пошли по пути создания экосистем услуг, которые клиенты могут использовать не только в закупочной деятельности, но и в других бизнес-процессах. Создание удобных и недорогих коробочных решений (от выявления потребностей до контроля поставок) становится основой для конкуренции среди электронных торговых площадок.

Будущее электронных закупок – малый бизнес и маркетплейсы

МСБ получил широкий ряд преференций для участия в закупках. Так, в госзакупках для малого бизнеса отводится доля не менее четверти от всех закупок. Таким образом, конкуренция, как и демпинг, со стороны крупных компаний снижаются. При этом в шесть раз выросло число госкомпаний, для которых предусмотрены квоты на закупку товаров у МСБ. Этот сегмент бизнеса имеет преимущества и в части сроков возврата обеспечения по контракту (15 дней против 30 для всех остальных поставщиков). Для таких компаний действует льготный порядок расчета обеспечения, а при наличии опыта исполнения контрактов достаточно подтверждения из реестра контрактов ЕИС.

Тренд на рост количества закупок малого объема на B2B-маркетплейсах также играет на руку представителям МСБ. С 1 января 2023 года электронную закупку малого объема признают состоявшейся, если в наличии окажется хотя бы одна подходящая заявка, ранее требовалось не менее двух. Кроме того, до 1 января 2024 года разрешено менять контракты из-за непредвиденных обстоятельств (по согласованию с заказчиком). Для МСБ также сокращен срок оплаты контрактов (с 15 до семи рабочих дней, до 10 рабочих дней – в случае если приемка фиксируется без ЕИС).

Внедрение всех этих мер позволило, по данным правительства РФ, увеличить в 2022 году общий объем закупок госкомпаний у малых и средних предприятий до 7 трлн рублей (по сравнению с 4,4 трлн рублей в 2021-м). Поставщиками госкомпаний стали 193 тыс. субъектов МСБ, их доля в общем объеме поставок по 223-ФЗ достигла 80%.

Уровень проникновения поставщиков из сегмента малого и среднего бизнеса на рынок электронных закупок с учетом текущей тенденции будет расти и в 2023 году. Развитие B2B-маркетплейсов для проведения полного цикла закупок без аукционных процедур – новый тренд, помогающий заказчикам снизить операционные затраты на закупочную деятельность. Для поставщиков из сегмента МСБ B2B-маркетплейс – наиболее простой, удобный и дешевый вход на рынок электронных закупок. Так что две эти тенденции тесно взаимосвязаны.

Запрос дополнительных сведений у участников закупки

9-й ААС нашел нарушение в том, что в документации и положении о закупке установили право заказчика на запрос дополнительных сведений у участников тендера до подведения его итогов. Например, уточняющих информации и документов о предлагаемом товаре, работе или услуге. Кассация оставила решение без изменения.

Сходную позицию высказывали также ФАС, Иркутское и Самарское УФАС. Однако Московское УФАС посчитало иначе.

Отметим, в практике есть пример, когда ВС РФ поддержал суды, которые решили, что именно дополнительный запрос информации помог участнику незаконно победить в закупке. Объем запрашиваемых у него сведений сильно отличался по сравнению с другими участниками.

Согласование контрактов, заключаемых по итогам несостоявшихся конкурентных закупок

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка признана несостоявшейся, контракт с единственным поставщиком заключается в соответствии с п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по согласованию с контрольным органом (п. 4, 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Согласие потребуется, если НМЦК превышает следующие размеры (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2020 № 961):

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур. Школе

Обратите внимание: при проведении совместного конкурса или аукциона каждый заказчик самостоятельно согласовывает заключение контракта. Согласование потребуется, если НМЦК заключаемого контракта превышает предельный размер (п. 4 ч. 1 ст. 25 Закона № 44-ФЗ).

Согласие контрольного органа для заказчика

Для этого заказчику необходимо направить обращение в контрольный орган не позже чем через пять рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся или даты подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС (ч. 6 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Обращение должно быть составлено по форме, предусмотренной в Правилах Постановления № 961. В него включаются сведения, предусмотренные п. 3–6 Правил. В частности, указывается полное наименование контрольного органа в сфере закупок, в который направляется обращение, информация о заказчике, единственном поставщике, и проводимой закупке.

Перечень информации и документов, прилагаемых к обращению, установлен в п. 7 Правил Постановления № 961.

В случаях, предусмотренных в п. 8 Правил Постановления № 961, обращение направляется в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя), который отвечает единым и дополнительным требованиям (при их наличии) ст. 31 Закона № 44-ФЗ. К обращению должны быть приложены информация и документы, предусмотренные пп. «е», «ж» п. 7 Правил (это информация и документы или их копии, предусмотренные в извещении, а также предложение о цене контракта / сумме цен единиц товара/работы/услуги).

При проведении электронных процедур (конкурса или аукциона) заказчик создает и направляет обращение с использованием ЕИС, которое автоматически направляется в соответствующий контрольный орган в сфере закупок (п. 9 Правил Постановления № 961).

Если проводилась закрытая закупка, то обращение направляется в бумажном виде. Документ подписывает лицо, имеющее право действовать от имени заказчика. К обращению в бумажном виде при наличии технической возможности заказчику рекомендуется приложить аналогичный комплект документов в электронном виде на съемном электронном носителе информации. Обращение, включающее сведения о государственной тайне, следует направить с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны (п. 10 Правил Постановления № 961).

Что касается органа, в который направляется обращение, то здесь также существуют правила.

Обращение направляется (ч. 7 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, п. 2 Правил Постановления № 961):

Если обращение подготовлено и направлено верно, то контрольный орган не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, осуществит следующие действия (ч. 8, 10 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, п. 9–11 Правил Постановления № 961):

Если будет получен отказ, то заказчик при необходимости может внести изменения в план-график и провести новую закупку.

Полезные шпаргалки для согласования закупки с единственным поставщиком в конце статьи!

Контрольный орган отказывает в согласовании заключения контракта в следующих ситуациях (п. 13 Правил Постановления № 961):

Если нарушения будут обнаружены в условиях контракта, контрольный орган согласует его заключение, но при этом выдаст предписание, в котором укажет, какие действия нужно предпринять при заключении контракта (п. 12 Правил Постановления № 961).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *