АНТИДЕМПИНГОВАЯ ОГОВОРКА В ДОГОВОРЕ

Что такое антидемпинговые меры по 44-ФЗ

Антидемпинговые меры — это способ защиты участников торгов от недобросовестной конкуренции, а также заказчиков от некачественных товаров работ и услуг. Согласно 44-ФЗ, если победитель тендера снижает цену на 25% и более, он обязан предоставить повышенное обеспечение исполнения контракта или подтвердить свою добросовестность. В отдельных случаях победитель должен обосновать итоговое ценовое предложение.

Заказать обратный звонок

Спасибо за обращение! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

  • РусТендер

  • Вопрос-ответ

  • 44-ФЗ

  • Как работают антидемпинговые меры?

В соответствии с Законом о контрактной системе ст.37 при снижении начальной максимальной цены на 25% и более, или если сумма единиц товаров, работ, услуг снижена победителем закупки на 25% и более, предусматривается применение антидемпинговых мер.

  • в чем заключаются антидемпинговые меры,
  • какие сложности могут возникнуть у участника закупки, если он решился на демпинг в ходе торгов,
  • какие будут негативные последствия и каким образом их можно избежать.

вопросы

Из нашей статьи вы узнаете:

Выбор поставщика товаров, подрядчика или исполнителя услуг при проведении торгов осуществляется на конкурентной основе. Конкуренция может быть выше или ниже в зависимости от сферы деятельности или предмета договора. Бывает, что недобросовестные участники торгов пытаются устранить конкурентов противозаконными методами. Например, с помощью демпинга — искусственного снижения цены контракта на 25% и более. Если участник закупки значительно снижает цену, заказчику целесообразно принять антидемпинговые меры.

Решение Хабаровского УФАС России от 05.12.2022 N 7-1/313 по делу N 027/06/106-1565/2022

Суть жалобы: Заказчик необоснованно увеличил сумму обеспечения исполнения контракта.

Решение: Жалоба признана обоснованной, действия заказчика нарушают ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 7.32 КоАП.

Согласно доводов заявителя, п. 8.1 размещенного в извещении о проведении спорной закупки проекта контракта обеспечение исполнения контракта установлено в размере 5,0% от цены контракта, что составляет 11 350 рублей (указанная сумма перечислена заказчику 24.11.2022 платежным поручением N 560), при этом, в соответствии с п. 8.1 направленного для подписания проекта контракта обеспечение исполнения контракта установлено в размере 7,5% от цены контракта на сумму 17 025,00 рублей. Таким образом, действия заказчика по увеличению суммы обеспечения исполнения контракта являются незаконными, т.к. статьей 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) не предусмотрено право заказчика применять антидемпинговые меры при заключении контракта по результатам проведения запроса котировок.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Антидемпинг у мсп 223 ФЗ

Подборка наиболее важных документов по запросу Антидемпинг у мсп 223 ФЗ
(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Положение против снижения. Когда нужны антидемпинговые меры и в каких случаях они не применяются

(Татонова И.)

(«Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги», 2017, N 3)

— Логику в данной ситуации, на мой взгляд, надо выстраивать так: если есть обеспечение контракта, значит, есть антидемпинговые меры, если нет обеспечения контракта, значит, нет антидемпинговых мер, — высказывает свою точку зрения заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Николай Баранов. — Считаю, что должно быть четкое определение. И нет никакой разницы в том, идет речь о закупках запчастей для ремонта техники или о чем-то другом. У нас много сфер, где заказчик не может просчитать необходимый объем товаров, работ и услуг. Вообще в идеале политика государства должна быть такая: хочешь участвовать в госзакупках — вот тебе деньги, можно проавансировать. Однако из-за того, что есть поставщики товаров, работ и услуг, которые злоупотребляют доверием, были разработаны антидемпинговые меры. Другое дело, что, с тех пор как ввели против нас санкции, государство продолжает создавать благоприятный климат для малого и среднего бизнеса. Были, например, два постановления в 2015 и 2016 годах, где прописано, что заказчик имеет право не устанавливать для представителей малого и среднего предпринимательства антидемпинговые условия, если проводит закупки именно у представителей этой части бизнеса. Правда, эти постановления были короткие — сроком на год. Вполне возможно, что и в этом году появится такое же. Подчеркну: в постановлениях заказчикам было дано право не устанавливать антидемпинговые меры для МСП, но решение все-таки принимали сами заказчики — делать это или нет.

Нормативные акты

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст.37




1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30
настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ
, от 02.07.2021 N 360-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)





2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1
настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3
настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 502-ФЗ
, от 01.05.2019 N 71-ФЗ
, от 02.07.2021 N 360-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)





3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ
, от 02.07.2021 N 360-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)





4. В случае проведения закрытого конкурса информация, предусмотренная частью 3
настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в закрытом конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2
настоящей статьи, в составе заявки на участие в закрытом конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3
настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ
, от 01.05.2019 N 71-ФЗ
, от 02.07.2021 N 360-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)





5. В случае проведения электронного конкурса, аукциона информация, предусмотренная частью 3
настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании заказчиком информации, предусмотренной указанной частью
, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается в соответствии с настоящим Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта.

(часть 5 в ред. Федерального закона
от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


6. Обеспечение, указанное в частях 1
и 2
настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.



7. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:

(в ред. Федерального закона
от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


1) до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;


2) на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.



8. В случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7
настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

(в ред. Федерального закона
от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)






9. Если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ
, от 27.06.2019 N 152-ФЗ
, от 02.07.2021 N 360-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)





10. Обоснование, указанное в части 9
настоящей статьи, представляется:




1) участником закупки, предложившим цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, в составе заявки на участие в закрытом конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ
, от 02.07.2021 N 360-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)




2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении электронного конкурса, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ
, от 02.07.2021 N 360-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)

(часть 10 в ред. Федерального закона
от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


11. В случае признания победителя конкурса или аукциона уклонившимся от заключения контракта на участника закупки, с которым в соответствии с положениями настоящего Федерального закона заключается контракт, распространяются требования настоящей статьи в полном объеме.


12. Положения настоящей статьи не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на двадцать пять процентов относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством
об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.

(часть 12 введена Федеральным законом
от 04.06.2014 N 140-ФЗ)


13. Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1
или 2
настоящей статьи, не допускается.

(часть 13 введена Федеральным законом
от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

Риски демпинга

  • Проблемы с предоставлением повышенного размера ОИК (отвлечение денежных средств из оборота, трудности с получением банковской гарантии).
  • Признание уклонившимся от заключения контракта.
  • Внесение в РНП.
  • Проблемы с исполнением контракта.

Почему участники закупки идут на демпинг

Проанализируем, почему они, как хозяйствующие субъекты, не стремятся к тому, чтобы получить максимальную выгоду, максимальную прибыль от контракта, а снижают цену.

Основной причиной является вход на товарный рынок с целью его завоевания и вытеснения конкурентов.

Причиной могут быть какие-то злоупотребления со стороны участника — это картельный сговор между собой, картельный сговор с заказчиком, то есть негативные последствия и злоупотребление.

Еще одна причина демпинга — необходимость реализовать остатки продукции. Допустим, у продукции истекает срок годности, продукция некачественная, или у участника закупки произошла смена вида деятельности и он больше эту продукцию не выпускает.

Бывают ситуации, когда причина демпинга не зависит от участника закупки — это так называемый ложный демпинг. Когда заказчик изначально неправильно определил, завысил начальную максимальную цену и, при наличии конкуренции на рынке, цена снижается на 25% и более, но при этом остается в пределах средней рыночной цены

Антидемпинговые меры при осуществлении закупок фото №6

На практике могут встретиться и другие варианты установления антидемпинговых мер, если речь идет о закупках по 223-ФЗ. Это может быть иной порог процентов, с превышения которого начинают работать антидемпинговые меры — и больше 25% и меньше 25%. Встречаются такие ситуации, когда заказчик в своем положении о закупке указывает демпинговую цену, неподтвержденную соответствующими документами в качестве обоснования для отклонения такой заявки.

Поэтому при участии в закупке по 223-ФЗ в обязательном порядке необходимо ознакомиться с документацией такой закупки, посмотреть указано ли там применение антидемпинговых мер. Целесообразно изучить соответствующий порядок применения антидемпинговых мер, который содержится в положении о закупке.

Профессионально подготовиться к участию в закупках по 44-ФЗ помогут эксперты Астрал. Тендер
. Они знают все законы и нормативно-правовые акты. Вы можете доверить участие в тендере нашим специалистам или получить знания, воспользовавшись курсами подготовки к торгам.

Как работают антидемпинговые меры?

При проведении закупок, закон № 44-ФЗ устанавливает антидемпинговые меры.

Демпинг
— это продажа товаров по искусственно заниженным ценам. 

Антидемпинговые меры
 — это целый комплекс мер против тех, кто не любит честной игры. 

Демпинг приносит безусловный вред, как подрядчикам, так и заказчикам. Контракты с искусственно заниженными ценами, чаще всего, означают мошенничество: демпингующий подрядчик забирает аванс, а работа остается невыполненной. С другой стороны, навязывание невыгодных условий, а именно к этому неизбежно ведет демпинг, способствует общему падению уровня работ и качества поставляемой продукции.

Что же в результате? Нечистые на руку подрядчики наживаются, а новые поставщики, предлагающие действительно низкую стоимость, не могут выйти на рынок. Чтобы остановить формирующуюся тенденцию, появилась статья 37 ФЗ 44 об антидемпинговых мерах.

Разберем подробнее, какие механизмы 44-ФЗ предусматривает для борьбы с недобросовестными подрядчиками.

Как участник закупки представляет информацию о добросовестности

Механизм реализации (ч.8.1 ст.96)

Победитель закупки заполняет карточку контракта на электронной площадке и поле «обеспечение исполнения» прикрепляет сведения об исполненных контрактах. Представляет сведения в виде таблицы и указывает реестровый номер напротив каждого исполнительного контракта. Указывает сумму исполнительного контракта и его реквизиты: дату и номер.

Если все проверено, то контракт должен находиться на статусе «исполнение завершено», то есть должен быть исполнен и к нему должны прилагаться акты, подтверждающие факт исполнения. Комиссия заказчика примет такую информацию о добросовестности и участник закупки не будет платить обеспечение исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер.

Учитывая, что добросовестность подтверждается только сведениями из Реестра контрактов — важно проверять, внес или нет заказчик такие сведения.

Если участник закупки выбрал в качестве представления информацию о своей добросовестности, чтобы он был освобожден от антидемпинговых мер, то потом передумать и представить обычное обеспечение исполнения контракта (деньги или банковскую гарантию) он не сможет.

В особом случае — при закупке товаров, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности, — участник закупки также должен представить дополнительные документы заказчику. В соответствии с ч.9 ст.37 — обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.

Чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков, есть некоторые нюансы. В самом законе нет определения, что в себя включает понятие «товары для нормального жизнеобеспечения». В ч.9 ст.37 есть перечисление продовольствия, средств оказания первой помощи, спец. мед. помощь, топливо и т.д.

Если закупка на поставку продуктов питания (на поставку продовольствия), то возникает вопрос: все ли продукты питания попадают под ч.9 ст.37?

Например, идет поставка для бутербродов (хлеб, масло и красная икра). Хлеб, масло и красная икра — это все категория продовольствия. Но, одинаково ли для всех этих продуктов будет действовать ч.9 ст.37, будет ли икра относиться к товарам для нормального жизнеобеспечения?
Ответа на этот вопрос ни в самом законе, ни в разъяснениях соответствующих министерств и ведомств не содержится. Минэкономразвития в одном из писем указало, что любые товары из категории продовольствия попадают под ч.9 ст. 37. Но от Минфина (является регулятором) разъяснения по этому вопросу пока нет.

Принятие второго оптимизационного пакета поправок в 44-ФЗ вводит определение контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан — это контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения.

Рассмотрим, какими еще документами можно доказать заказчику, что участник в состоянии поставить товар, заявленный по антидемпинговой цене.

Гарантийное письмо

Это может быть гарантийное письмо от производителя. В письме должна быть указана цена и количество поставляемого товара.

Исключением для гарантийных писем будут закупки с неопределенным объемом. Если это закупка с неопределенным объемом, то участник должен представить иные документы, подтверждающие факт поставки по демпинговой цене.

Важно, чтобы гарантийное письмо было правильно оформлено, в противном случае комиссия рассмотрит это гарантийное письмо и сочтет, что участник не обосновал эту цену.

Из гарантийного письма должно быть понятно:

  • кому оно выдано (участнику закупки или заказчику),
  • для заключения контракта по какому аукциону выдается это письмо,
  • объем и цена поставляемого товара.

Письмо может быть получено в период до заключения контракта. Его необходимо представить на стадии до заключения контракта, как проект контракта и обеспечительные меры.
Если комиссия, рассмотрев гарантийное письмо или иные документы, представленные в качестве подтверждения обоснования демпинговой цены, сочтет, что это обоснование ненадлежащее, то участник закупки, претендовавший на заключение контракта, признается уклонившимся от заключения контракта в соответствии с разъяснениями Минфина, со всеми вытекающими негативными последствиями.

Кто принимает решение о признании участника добросовестным

Проверять информацию о добросовестности и проверять информацию по основанию демпинговой цены будет комиссия заказчика. Комиссия заказчика будет руководствоваться только реестровыми записями и информацией из реестра контракта.

Если комиссия признает победителя, не представившим соответствующую информацию, либо его информация о добросовестности оказалось ненадлежащая, либо не представил никакую информацию, то он будет признан уклонившимся от заключения контракта.

Если победитель признается уклонившимся от контракта, то у заказчика есть возможность заключить контракт с участником закупки, с которым идет заключение контракта после уклонения победителя. То есть с тем, кто предложил следующее за победителем условие по исполнению этого контракта, либо следующую цену, если это аукцион.

Антидемпинговые меры при осуществлении закупок фото №4

В рамках применения антидемпинговых мер на практике бывают ситуации, когда участник должен понимать, будут ли к нему применяться антидемпинговые меры или нет.

Когда проходит аукцион, может возникнуть ситуация, при которой цена контракта снижена до половины процента НМЦК или ниже. В соответствии с ч.23 статьи 68 Закона о контрактной системе в этом случае аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта. Антидемпинговые меры к таким аукционам применяются на общих основаниях.

Могут возникнуть ситуации, когда закупка с применением национального режима и по Приказу 126н — снижение цены может также превысить 25% барьера. Как быть в этой ситуации, будут или нет применяться к участнику закупки антидемпинговые меры? Следует отметить, что механизм реализации 126 Приказа устанавливает особые условия допуска. В этом случае снижение произошло по независящим причинам от участника закупки. И здесь применение антидемпинговых мер, которые установлены ст. 37 Закона 44-ФЗ осуществляться не будет.

Антидемпинговые меры при осуществлении закупок фото №5

Бывает ситуация, когда снижение НМЦК у победителя составила 26%, но при заключении контракта стороны увеличили количество товара до НМЦК. Будет ли заказчик в этой ситуации применять антидемпинговые меры? Да, так как это две разные нормы применения антидемпинговых мер, регулируются статьей 37 и никаких ограничений в этой ситуации не предусмотрено. А увеличение количества товара на стадии заключения регулируется иными нормами.

Если участник решается на демпинг, то нужно помнить — обеспечительные меры будут применяться к нему в увеличенном размере, если он не в состоянии представить информацию о добросовестности.

Если антидемпинговые меры применялись, то это означает, что на стадии исполнения контракта могут возникнуть сложности с его исполнением. Потому что изначально цена, предлагаемая заказчику, получается ниже среднерыночной.

Антидемпинговые меры по 223-ФЗ

Участники закупок по 223-ФЗ руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, 223-ФЗ, 135-ФЗ, иными законами федерального значения и НПА РФ, а также Положением о закупке, размещённом в Единой информационной системе (ЕИС). Заказчик сам разрабатывает Положение о закупке. В нём указываются требования к закупке, подготовке и проведению торгов, в том числе и способы закупки, условия их применения, порядок заключения и выполнения обязательств по контрактам.

Соответственно, антидемпинговые меры в закупках по 223-ФЗ заказчик определяет также сам. Эти меры могут быть установлены по аналогии с антидемпинговыми нормами статьи 37 44-ФЗ, а могут и отличаться от них. К примеру, заказчик может установить как в 44-ФЗ требование об обязательном обосновании низкой цены для жизненно необходимых товаров: продуктов питания, топлива, предметов для экстренной и скорой медицинской помощи.

За уклонение от исполнения антидемпинговых мер может быть предусмотрен отказ от заключения договора.

Антидемпинговые меры и сфера их применения

Понятие «демпинг» в Законе о контрактной системе и нормативно-правовых актах отсутствует. В 44-ФЗ не содержится запрета на снижение НМЦК — участник закупки может снижать эту цену. Но если цена снизится больше чем на 25%, то будут применены антидемпинговые меры.

Антидемпинговые меры при осуществлении закупок фото №1

При запросе котировок при запросе предложения участник может снижать цену на 25% и более. Но в этом случае антидемпинговые меры работать не будут.

Это связано с тем, что антидемпинговые меры привязаны к обеспечению. Базой для расчета антидемпинговых мер является обеспечение исполнения контракта. Только при конкурсе и аукционе заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта. При запросе предложений и при запросе котировок — это право, а не обязанность заказчика.

В Законе о контрактной системе предусмотрена градация применения антидемпинговых мер в зависимости от НМЦК.

Где применяются антидемпинговые меры по 44-ФЗ и по 223-ФЗ

Антидемпинговые меры применяются на конкурсах и аукционах. Участники запросов котировок могут снижать цену без последствий.

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ не применяются в следующих случаях:

  • при заключении энергосервисного контракта;
  • при закупке лекарственных средств из списка ЖНВЛП, когда стоимость всех препаратов снижена на 25% и менее относительно их зарегистрированной предельной отпускной цены.

Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова
?

Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 части 1 статьи 30 Закона №44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учётом антидемпинговых мер, в случае представления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключённых заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учёта правопреемства) в течение трёх лет до даты подачи заявки на участие в закупке трёх контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом №44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Информация, подтверждающая добросовестность участника при антидемпинговых мерах

Ч. 3 ст. 37 устанавливает требования к данной информации. Участник может доказать свою добропорядочность путем предоставления информации из реестра контрактов, подтверждающей заключение 3х контрактов, выполненных без штрафов или пеней в течение 3х лет до момента подачи заявки на текущий конкурс или аукцион.

При этом сумма, указанная в одном из контрактов, должна составлять не менее 20% стоимости контракта, для заключения которого компания подтверждает свою добросовестность.

В случае проведения электронного аукциона или конкурсов в электронной форме, данная информация предоставляется вместе с подписанным проектом контракта.

А если проводился любой вид конкурса (открытый, закрытый и тд) в печатной форме, то данную информацию нужно приложить в составе заявки.

Совет
: поставщик должен помнить, что для подтверждения ему достаточно предоставить реестровые номера, по которым заказчик сможет самостоятельно найти указанные контракты в едином реестре. Никаких копий документов или определенной формы подтверждения — заказчик требовать не в праве.

Также, Минфин поясняет, что при падении цены на четверть и более, антидемпиговые меры не применяются
в случаях, когда закупка проводится по цене единицы
товара, работы или услуги. Этот метод используется, когда заранее не известен окончательный объем ТРУ по контракту.

Если к моменту подписания контракта участник не предоставил нужного перечня документов, подтверждающих его надежность, то он признается «Уклонившимся от заключения договора». В таком виде выражается применение антидемпинговых мер.

По мнению разработчиков этой статьи закона, подобные меры позволят отпугнуть недобросовестных подрядчиков еще до начала конкурса или аукциона.

Для того, чтобы заранее определить закупку, вероятность недобросовестности проведения которой будет высокой, нужно знать несколько правил. Руководствуясь ими Вы сможете довольно точно научиться выделять закупки, в которых будет присутствовать демпинг и сговор участников. Подробности об этом и многом другом Вы можете найти в нашем обучающем курсе Госзаказ.


Обучающий онлайн-курс по получению госзаказов


Особенности применения антидемпинговых мер для СМП и СОНКО

В соответствии с ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе участник освобождается от исполнения обеспечения контракта, обеспечения гарантийных обязательств, в том числе от антидемпинговых мер, если есть возможность представить информацию о своей добросовестности при любой закупке, не обязательно для СМП и СОНКО. Если закупка проводится для СМП и СОНКО, то в этой ситуации идет полное освобождение от предоставления какого-либо обеспечения, полное освобождение от антидемпинговых мер.

В первом и втором варианте источником информации для подтверждения добросовестности участника закупки является информация из реестра контрактов, заключенных заказчиком. Из реестра берется информация, подтверждающая исполнение участником закупки в течение 3 лет до даты подачи заявки трех контрактов без применения неустоек — это общая информация, которая предоставляется из реестра и в ней будут эти условия в обязательном порядке.

Далее идут отличия.

  • Если информация о добросовестности представляется для того, чтобы освободить участника закупки, являющегося СМП и СОНКО от применения антидемпинговых мер, то эти контракты должны быть представлены без учета правопреемства. Если были какие-то реорганизации, слияние, разделение, контракты иных юр.лиц, иных организаций представлены быть не могут.
  • Если представление информации о добросовестности в обычном режиме, то допускается представление такой информации с учетом правопреемства.
  • Если речь идет об освобождении от антидемпинговых мер участника закупки, являющегося СМП и СОНКО, то три контракта, которые он будет представлять, сумма цен этих контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении.
  • Если речь идет об информации, которую представит в качестве подтверждения добросовестности обычный участник, то есть если закупка была не с ограничением для СМП и СОНКО, то цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем 20% НМЦК, указанной в извещении и в документации о закупке.

Алгоритм применения антидемпинговых мер

Антидемпинговые меры при осуществлении закупок фото №2

  • Если НМЦК заказчик объявил свыше 15 млн рублей, то при демпинге, если победитель снизил цену на 25% и более, он будет обязан представить обеспечение исполнения контракта, увеличенное в 1,5 раза, но не менее чем в размере аванса.
  • Если НМЦК — 15 млн рублей и менее, и победитель сбросил цену на 25%, то у участника закупки появляется право выбора: предоставить размер обеспечения в полтора раза выше или предоставить информацию о своей добросовестности (то есть размер обеспечения контракта будет представлен в том размере, в каком он указан в извещении).

Независимо от того, какая НМЦК — до 15 млн рублей или свыше, — если был демпинг, то работает общее правило о запрете выплаты аванса.

Антидемпинговые меры при осуществлении закупок фото №3

Антидемпинговые меры не применяются только в случае, если закупаются лекарственные препараты, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Эта закупка является исключением, так как речь идет о снижении не НМЦК, а предельной отпускной цены, которая зафиксирована в данном перечне. В этой ситуации в соответствии с ч.12 ст.37 Закона 44-ФЗ антидемпинговые меры применяться не будут.

Кроме рассмотренного исключения, в Законе о контрактной системе предусмотрены особые случаи, когда антидемпинговые меры применяются несколько по-иному.

Как доказать, что вы не демпингуете?

  1. В ч. 1 говорится, что если при проведении конкурса или аукциона начальная максимальная цена контракта выше 15 миллионов рублей, а подрядчик предлагает стоимость с разницей в четверть от начальной (снижение на 25% и более), то для заключения контракта необходимо будет предоставить обеспечение суммой, в полтора раза превышающей указанную в документации.
  2. Если НМЦК контракта менее 15 млн руб, а победитель закупки опустился более, чем на 25%, то контракт с ним заключается только после предоставления: либо увеличенного в полтора раза обеспечения контракта, либо информации, подтверждающей добросовестность + обеспечение исполнения в размере, указанном в документации (ч. 2 ст. 37).

Применение антидемпинговых мер в 44-ФЗ

В некоторых случаях под действия условия антидемпинговых мер о 25-ти процентной разнице начальной и предложенной стоимости попадают контракты на проведение:

Естественно, во всем, что касается научной деятельности, стоимость работ не всегда является решающим критерием. В этих случаях заказчик имеет возможность обозначать важные для него факторы. При этом система оценки может быть разной для тех, кто предлагает стоимость с разницей менее четверти от начальной цены и более.

Дополнительно ко всем антидемпинговым мерам, 44-ФЗ, пункт 9, в случае с контрактами, касающихся жизненно необходимых вещей (медикаментов, продуктов питания, средств для оказания неотложной помощи), требует предоставления документов, обосновывающих низкую цену и гарантирующих возможность своевременной поставки. Естественно, возникает вопрос, в каком случае не будут применены антидемпинговые меры? Только, если речь идет о закупке лекарственных препаратов из списка, утвержденного Правительством РФ.

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ


Статьи по теме:

Реестр недобросовестных поставщиков


Изменения в 44-ФЗ в 2018 году

Правила участия в тендере

Особые случаи

В соответствии с ч.7-8 ст.37, если проводится конкурс на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технических работ, консультационных услуг заказчик вправе установить различные значения критериев оценки заявок с ценой снижения до 25% и свыше 25% от НМЦК.

Законом предусмотрено, если при таких закупках будет демпинг, то во втором случае, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

Если произошел демпинг, цена обесценивается, и заказчик не может выбрать надлежащего исполнителя контракта по цене, тогда на первое место выходят другие критерии: оснащение материальными ресурсами, трудовыми ресурсами и т.д.

В соответствии с ч.9 ст.37, если закупаются товары для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой помощи и т.д.), кроме обычных антидемпинговых мер (полуторакратного обеспечения исполнения и подтверждения добросовестности участника + ОИК в размере, указанном в документации о закупке), необходимо обосновать снижение цены контракта, суммы цен единиц товара. Данное обоснование осуществляется представлением документов, которые позволяют комиссии заказчика удостовериться, что цена снижена на 25% и более, но при этом позволит участнику закупки исполнить контракт без нарушений и срывов.

Помимо исключения и особого случая по конкурсу, а также особого случая по закупке товара для нормального жизнеобеспечения (топливо, продовольствие и т.д.) в 44-ФЗ предусмотрено освобождения об антидемпинговых мер. Данное освобождение работает не для всех участников закупки без исключения, а только если закупка проводилась с ограничением, что участниками могут быть только СОНКО.

Выводы

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ применяются только к конкурсам и аукционам и не применяются к запросам котировок.

В закупках по 44-ФЗ антидемпинговые меры регламентируются ст. 37 44-ФЗ, а в закупках по 223-ФЗ заказчик разрабатывает собственное Положение о закупке, в котором может прописать антидемпинговые меры.

Одна из антидемпинговых мер по 44-ФЗ — требование подтвердить добросовестность участника. Для этого требуются исполненные контракты из реестра. Если информация в реестре контрактов отсутствует, необходимо обратиться к заказчику. За невнесение данных об исполненных контрактах ему грозит административная ответственность.

Если у участника ещё нет исполненных контрактов и нет денег для повышенного обеспечения исполнения контракта, нужно внимательно рассчитать рентабельность и ценовое предложение, иначе есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем использовать комплексное решение Астрал. Торги.
Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *