Опубликовано Информационное письмо Банка России от 15.04.2019г. № ИН-06-28/35 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» разъясняющее, в частности, следующие нормы Федерального закона «Об акционерных обществах»:
- о праве совета директоров предлагать кандидатов для образования нового состава совета директоров независимо от количества кандидатов, предложенных акционерами для образования данного органа;
- об отсутствии возникновения у акционеров права требовать выкупа акций, предусмотренного статьей 75 Закона об акционерных обществах, при передаче вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, в компетенцию совета директоров общества;
- об установлении возможности формирования советом директоров комитетов для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции, в отсутствии, при этом, специальных требований к ним, за исключением комитета по аудиту, обязательного для ПАО с 01.07.2020;
- об обязанности организации во всех публичных обществах системы управления рисками и внутреннего контроля с 01.09.2018, а с 01.07.2020 — внутреннего аудита;
- о представлении Законом возможности публичному обществу самостоятельно оценить необходимость создания ревизионной комиссии;
- о праве акционерных обществ по своему усмотрению решать вопрос о необходимости исключения из устава положений о ревизоре и включения в него положений о создании в обществе ревизионной комиссии;
- о возможности не подводить итоги голосования по вопросу повестки дня годового общего собрания акционеров об избрании членов ревизионной комиссии, если до него на том же собрании принято решение по вопросу, касающемуся положений устава об исключении ревизионной комиссии;
- об установлении того, что размер дивидендов по привилегированным акциям определен в случае, если в уставе общества указан его минимальный размер.
18-04-19 Информационное письмо Банка России
Права и компетенция ревизионной комиссии АО
Ревизионная комиссия АО осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества.
Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется ( п. 3 ст. 85
Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО):
1) по итогам деятельности общества за год;
2) во всякое время:
— по инициативе ревизионной комиссии общества,
— по решению общего собрания акционеров,
— по решению совета директоров,
— по требованию акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций АО. Для проведения внеочередной проверки по требованию акционера не требуется решения общего собрания. Такое требование может быть предъявлено акционером непосредственно самой ревизионной комиссии ( постановление
АС Центрального округа от 23.04.2018 N Ф10-1059/18). Порядок предъявления указанного требования может быть конкретизирован внутренним положением АО, регулирующим деятельность ревизионной комиссии.
Внимание
Уставом непубличного АО может предусматриваться создание ревизионной комиссии только в определенных случаях ( п. 1.1 ст. 85
Закона об АО, пп. 4 п. 3 ст. 66.3
ГК РФ). В такой ситуации годовая проверка финансово-хозяйственной деятельности проводится, если это предусмотрено уставом общества ( п. 3 ст. 88
Закона об АО). Представляется, что проверки в остальное время должны проводиться в таком АО в соответствии с положениями его устава.
По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия составляет заключение, в котором должны содержаться ( ст. 87
Закона об АО):
— подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов общества;
— информация о фактах нарушения установленных правовыми актами РФ порядка ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также правовых актов РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
Заключение ревизионной комиссии по результатам проверки годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества предоставляется для ознакомления лицам, имеющим право на участие в годовом собрании акционеров ( п. 3 ст. 52
Закона об АО).
Также при подготовке к проведению годового общего собрания акционеров публичного АО ревизионная комиссия общества должна подтвердить достоверность данных, содержащихся в отчете о заключенных АО в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность ( абз. третий п. 1.1 ст. 81
Закона об АО). Информацию об уведомлениях, полученных обществом от лиц, которые признаются заинтересованными в сделках АО, общество должно доводить до сведения ревизионной комиссии ( п. 4 ст. 82
Закона об АО).
Заключения ревизионной комиссии должны храниться обществом постоянно и предоставляться любому акционеру по его требованию ( п. 2.1.16
Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утв. постановлением
ФКЦБ России от 16.07.2003 N 03-33/пс, пп. 12 п. 1 ст. 91
Закона об АО).
По требованию ревизионной комиссии общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества ( п. 4 ст. 85
Закона об АО).
Ревизионная комиссия общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров и заседания совета директоров ( ст. 55
, п. 1 ст. 68
, п. 5 ст. 85
Закона об АО).
Компетенция ревизионной комиссии по иным вопросам определяется уставом общества. Внутренним документом АО, утверждаемым общим собранием акционеров, определяется порядок деятельности ревизионной комиссии общества ( п. 2 ст. 85
Закона об АО).
Положения настоящего Закона (в ред. от 19.07.2018 N 209-ФЗ
) о ревизионной комиссии применяются
к ревизору, избранному в соответствии с уставом общества на 19.07.2018.
(в ред. Федерального закона
от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью непубличного общества в таком обществе создается ревизионная комиссия, за исключением случая, если уставом непубличного общества предусмотрено ее отсутствие. В публичном обществе ревизионная комиссия создается в случае, если ее наличие предусмотрено уставом публичного общества. Избрание членов ревизионной комиссии создаваемого общества осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой II
настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона
от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.
(абзац введен Федеральным законом
от 07.08.2001 N 120-ФЗ; в ред. Федерального закона
от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1.1. Положения устава непубличного общества об отсутствии ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом такого общества, могут быть предусмотрены при его учреждении либо внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами этого общества.
(п. 1.1 введен Федеральным законом
от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
2. Компетенция ревизионной комиссии общества по вопросам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, определяется уставом общества.
(в ред. Федерального закона
от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Порядок деятельности ревизионной комиссии общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.
(в ред. Федерального закона
от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества.
(в ред. Федерального закона
от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
4. По требованию ревизионной комиссии общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.
(в ред. Федерального закона
от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
5. Ревизионная комиссия общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55
настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона
от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
6. Члены ревизионной комиссии общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.
(в ред. Федерального закона
от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Акции, принадлежащие членам совета директоров
(наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии общества.
(в ред. Федерального закона
от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Хотела спросить, что мне делать в данной ситуации?
Добрый день. У нас назревает сложное наследственное дело. Дело в том,что по папиной стороне нас было трое: бабушка, папа и я (его единственная дочь). Бабушка умерла 5 марта этого года насколько знаю она оставляла завещание, но с его содержимым я знакома не была. И тут все началось. Дело в том, что мой папа с моей мамой в официальном браке не состояли, в моем свидетельстве о рождении в графе отец: стоит мамина фамилия с папиным инициалами. Между моей мамой и бабушкой в те времена были сложные отношения. Когда мне было 6 лет родители отдали меня жить бабушке, у нее я была зарегистрирована,ходила по месту жительства в школу,была прикреплена в местной поликлинике. В 13 лет родители разошлись. А через 4года папа сошёлся с другой женщиной(она в браке состояла), которая полностью его контролировала, запрещала прямое общение, максимум пару раз в год мы виделись по праздникам. Проживали они последние 20лет в бабушкином доме. Совместных детей не нажили. У папы уже тогда были проблемы с сердцем, мы старались его с бабушкой беречь,чтобы не было лишних волнений. Когда бабушка умерла мачеха заговорила о наследстве, они предложила мне дать сумму на первоначальный взнос так,как у меня нет своего жилья и она не хотела,чтобы я претендовала на наследство от бабушки. К сожалению в июне месяце я попала в реанимацию, в больнице провела месяц. Затем мне пришлось уехать в другой город так,как обнаружили очень серьезное заболевание для дальнейшего обследования. Вернулась в конце августа, к этому времени папа с мачехой уже подали документы для вступление в наследство. И тут случилось непоправимое , папа умер в начале октября, но нотариуса который оформляла наследственное дело арестовали 2месяца назад. На данный момент мачеха не хочет предоставлять мне свидетельство о смерти папы. Хотела спросить,что мне делать в данной ситуации? Я не претендую на совместно нажитое имущество папы и его жены, меня интересует только дом,который принадлежал моей бабушке. И вообще хотела бы спросить стоит ли мне начинать наследственные дела так, как мачеха давит, говорит что тут все ее и я не имею к этому ко всему отношение. Заранее спасибо,очень буду ждать ответ
Вчера в 12:48
, вопрос №3876646, Валентина, г. Краснодар
И какое наказание предусмотрено в данной ситуации?
Добрый день. На дороге произошёл конфликт двух водителей. Конфликт происходил исключительно в устной форме. Но потом один из водителей написал заявление в полицию, приложив справку о повреждении якобы пальца другим водителем. Теперь полиция вызывает по телефону, чтобы придти и дать объяснения. Конфликт произошёл в другом городе, не по месту проживания. Так вот вопрос: должен ли он специально ехать в полицию того города. И какое наказание предусмотрено в данной ситуации? Спасибо!
Вчера в 12:31
, вопрос №3876719, Дмитрий, г. Москва
Что в данной ситуации можно сделать?
Добрый день. Берем ипотеку , выбрали квартиру , внесли деньги за бронь, подписали кредитный (ипотечный )договор электронной подписью . Первоначальный взнос внесен . Банк все передал застройщику , а застройщик тянет время и не присылает на подпись ДДУ . Каждый раз отвечает одно и то же:
сегодня , завтра и так уже неделя прошла . Складывается впечатление , что специально затягивают с подписанием ДДУ. Что в данной ситуации можно сделать ?
Вчера в 09:40
, вопрос №3876363, Елена, г. Суворов
Кто не прав в данной ситуации?
Добрый день) подскажите пожалуйста, работаю в мед оргинизации по выдаче бесплатных льготных лекарственных препаратов. При получения препаратов, пациенты предоставляют паспорт для потверждения личности. Один из пациентов отказался дать паспорт в руки, держа его на расстоянии, тем самым не дав возможность толком разглядеть фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта. Имеем ли мы право попросить пациента передать паспорт лично в руки мед работнику, для уточнения личности? Кто не прав в данной ситуации?
Вчера в 07:28
, вопрос №3876255, Анна, г. Москва
Можно ли мне отстоять себя в данной ситуации?
Добрый вечер. В разводе уже больше трёх лет и все это время бывший муж платит 1/4 часть от дохода. Бывший муж уведомил меня что уменьшает алименты в связи с рождением ребенка и ипотекой. Я тоже выплачиваю ипотеку сама, работаю и воспитываю дочь. Можно ли мне отстоять себя в данной ситуации?
09 октября, 16:46
, вопрос №3875611, Татьяна, г. Ростов-на-Дону
Предоставление информации и материалов при подготовке к проведению общего собрания акционеров АО
Одним из прав акционера является право получать информацию о деятельности акционерного общества, знакомиться с его бухгалтерской и иной документацией ( абз. третий п. 1 ст. 65.2
ГК РФ, п. 1 ст. 91
Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО).
При подготовке к проведению общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) АО определяет перечень информации (материалов), предоставляемой акционерам, и порядок ее предоставления ( абз. седьмой п. 1 ст. 54
Закона об АО).
Если совет директоров в АО не создается, решение по этому вопросу принимает определенное уставом общества лицо или орган общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня ( абз. второй п. 1 ст. 64
Закона об АО).
Перечень указанной информации (материалов) зависит от повестки дня и типа собрания (годовое или внеочередное) и может включать в себя ( п. 3 ст. 52
Закона об АО, п.п. 3.2
, 3.3
Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утв. приказом
ФСФР России от 02.02.2012 N 12-6/пз-н, далее — Положение о дополнительных требованиях к проведению общего собрания):
1) Годовой отчет АО и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам его проверки;
2) Годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность общества, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки такой отчетности *
;
3) Рекомендации совета директоров АО по распределению прибыли, в том числе по размеру дивиденда по акциям общества и порядку его выплаты *
;
4) Информацию о наличии или отсутствии согласия кандидатов в члены совета директоров АО, в ревизионную комиссию, кандидата на должность ревизора на избрание в эти органы общества.
Такое же требование установлено в отношении общего собрания, на котором решается вопрос об избрании членов счетной комиссии, членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции и т.д.), об образовании единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора и т.д.) ( п. 1 ст. 47
Закона об АО, п.п. 3.2
, 3.3
Положения о дополнительных требованиях к проведению общего собрания);
5) Проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции — если на голосование выносится вопрос о внесении изменений в устав общества;
6) Информацию, необходимую при подготовке к проведению общего собрания, если его повестка дня включает вопросы, голосование по которым может повлечь возникновение у акционеров права потребовать от АО выкупа принадлежащих им акций ( п. 3.4
Положения о дополнительных требованиях к проведению общего собрания);
7) Информацию, необходимую при подготовке к проведению общего собрания, если повестка дня включает вопрос о реорганизации АО ( п. 3.5
Положения о дополнительных требованиях к проведению общего собрания).
Уставом АО может быть определен состав иной информации (материалов), которые должны быть представлены при подготовке к проведению общего собрания, помимо предусмотренных законодательством. Во всех случаях в перечень информации, подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, включаются проекты решений общего собрания акционеров ( п. 3 ст. 52
Закона об АО).
Информация и материалы при подготовке к проведению общего собрания должны предоставляться следующими способами:
— обеспечением доступа к ним в помещении по адресу единоличного исполнительного органа общества, а также в иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания, в течение 20 дней до проведения общего собрания (а в случае, если повестка дня собрания включает вопрос о реорганизации общества — в течение 30 дней до его проведения);
— обеспечением лицам, принимающим участие в общем собрании акционеров, доступа к этой информации (материалам) во время проведения общего собрания;
— предоставлением копий документов, входящих в состав такой информации (материалов) по требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров; при этом плата, взимаемая АО за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.
Если это предусмотрено уставом АО или внутренним документом общества, регулирующим порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, указанные информация, материалы также размещаются на сайте общества в сети Интернет ( абзацы третий
и четвертый п. 3 ст. 52
Закона об АО).
Если права акционера на акции учитываются не в реестре акционеров, а у номинального держателя, общество предоставляет такому акционеру информацию (материалы), которая должна быть предоставлена лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, путем ее передачи держателю реестра для направления номинальному держателю, зарегистрированному в реестре акционеров. Получив такую информацию (материалы), номинальный держатель передает ее своим депонентам (акционерам или другим номинальным держателям), которые, в свою очередь, передают информацию (материалы) лицам, которые по отношению к ним являются депонентами. Информация и материалы передаются между держателем реестра и номинальным держателем, которому открыт лицевой счет в реестре акционеров, в электронной форме (в форме электронных документов) ( п. 4 ст. 52
Закона об АО, п. 9 ст. 8.9
Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
В связи с предоставлением акционерам информации и материалов при подготовке к проведению общего собрания необходимо учитывать ряд особенностей.
Внимание
Правила п. 3 ст. 52
Закона об АО о предоставлении информации (материалов) лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, являются специальными по отношению к общему порядку предоставления обществом информации своим акционерам, который предусмотрен ст. 91
Закона об АО.
Применение конкретной процедуры обусловлено тем, для каких целей акционер истребует у общества документы и насколько эти цели соотносятся с повесткой конкретного общего собрания. Если документы необходимы акционеру для подготовки к участию в общем собрании и относятся к вопросам в повестке дня этого собрания, доступ к таким документам должен быть обеспечен обществом по процедуре, установленной п. 3 ст. 52
Закона об АО (т.е. по специальной процедуре). Если документы необходимы акционеру для каких-либо других целей, для обычного ознакомления, то доступ к ним обеспечивается обществом по общей процедуре, установленной ст. 91
Закона об АО ( постановление
ФАС Северо-Кавказского округа от 21.05.2009 N А53-23969/2008-С4-4).
АО обязано предоставить копии документов, которые входят в состав такой информации (материалов), в течение 7 дней с даты поступления в общество требования об их предоставлении. Если требование поступило до наступления срока, в течение которого информация (материалы) должна быть доступна лицам, имеющим право на участие в общем собрании, такое требование должно быть исполнено в течение 7 дней с даты наступления этого срока. Уставом АО или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания (положением об общем собрании акционеров и т.п.) может быть предусмотрен более короткий срок исполнения этого требования ( п. 3.6
Положения о дополнительных требованиях к проведению общего собрания).
Акционерное общество не вправе требовать от акционера или иного лица, правомочного запрашивать копии документов, предварительной оплаты расходов на изготовление таких копий. Вместе с тем уставом АО или иными его внутренними документами может быть предусмотрено, что в случае если правомочное лицо ранее не оплатило затраты общества на изготовление копий документов по ранее поступившему от него и исполненному требованию, срок предоставления копий документов по последующим требованиям исчисляется с даты поступления такой оплаты ( п.п. 18
, 19
Указания Банка России от 22.09.2014 N 3388-У «О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона «Об акционерных обществах», и порядку предоставления копий таких документов», далее — Указание N 3388-У).
Копии предоставляемых правомочному лицу документов акционерного общества должны быть заверены подписью уполномоченного лица и печатью АО (при наличии у него печати — п. 7 ст. 2
Закона об АО), в случае если это указано в требовании о предоставлении копий документов. В иных случаях общество заверяет копии документов по своему усмотрению ( п. 17
Указания N 3388-У).
Доступ к информации (материалов) в помещении исполнительного органа общества или по иным адресам должен обеспечиваться независимо от того, предъявляет ли акционер или его представитель требование ознакомить его с этой информацией или материалами ( постановление
Девятого ААС от 24.11.2014 N 09АП-46504/14). Доступ к информации (материалам), связанным с подготовкой к проведению общего собрания, должен обеспечиваться в течение установленного в АО рабочего времени (см. также п. 13
Указания N 3388-У).
АО, которое получило соответствующее требование в связи с подготовкой к проведению общего собрания, не вправе запрашивать у лица, направившего это требование, подтверждение того, что это лицо правомочно получить копии таких документов, в частности, наличия у него статуса акционера. Информация (материалы) предоставляется лицам, включенным в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в связи с чем АО должно само удостовериться в том, что заявитель включен в этот список ( постановление
Седьмого ААС от 03.04.2013 N 07АП-1911/13).
Непредоставление акционеру возможности ознакомиться с необходимой информацией (материалами) по вопросам, включенным в повестку дня, может быть основанием для удовлетворения судом иска о признании недействительным решения, принятого общим собранием ( п. 24
постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19).
Нарушение порядка предоставления информации (материалов), связанных с проведением общего собрания может быть также основанием для привлечения АО и его должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 15.19
, 15.20
или 15.23.1
КоАП РФ (см., например, постановление
ФАС Северо-Западного округа от 05.12.2013 N Ф07-8395/13).
*
Утверждение годового отчёта и годовой бухгалтерской отчетности не относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров непубличного АО и может быть передано совету директоров ( пп. 11 п. 1
, п. 2.1 ст. 48
Закона об АО). Однако представляется, что такая передача полномочий общего собрания акционеров не влияет на право акционеров знакомиться с данной информацией.
*
С 1 июля 2015 г. вопрос о выплате дивидендов в АО по итогам года не подлежит обязательному рассмотрению на годовом общем собрании акционеров ( п. 1 ст. 42
, абз. третий п. 1 ст. 47
, пп. 11.1. п. 1 ст. 48
Закона об АО).
Ревизия
Органами, хотя прямо и непосредственно
не участвующими в решении управленческих
вопросов, но помогающими работе органов
управления корпорации, является
ревизионная комиссия.
Ревизионная комиссия корпорации — это,
строго говоря, орган контрольный. Вообще
же само слово «ревизия» означает
просмотр, пересмотр, обследование.
Ревизионная комиссия необходима в
принципе каждому обществу для того,
чтобы оценить реальное положение дел
и своевременно принять соответствующие
меры.
Ревизионная комиссия осуществляет
внутренний контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью общества, его органов
управления, подразделений, служб,
филиалов и представительств. В поле ее
зрения находится и вопрос о ведении
реестра акционеров. Действует она на
основании текущего законодательства,
устава общества. Правовой статус
ревизионной комиссии устанавливается
специальным корпоративным актом —
Положением о ревизионной комиссии.
Кратко его рассмотрим,
Принципы
работы ревизионной комиссии.
Свою работу ревизионная комиссия строит
на основе принципов коллегиальности,
компетентности, самостоятельности и
ответственности.
Состав
ревизионной комиссии.
Численность ревизионной комиссии
определена уставом корпорации и не
может быть менее трех человек. Комплектуется
она из числа акционеров — владельцев
обыкновенных акций, хотя в число ее
членов могут входить и лица, предложенные
акционерами. В ее состав не могут входить
члены совета директоров, правления, а
также генеральный директор. Более того,
акции, принадлежащие указанным лицам,
не могут участвовать в голосовании при
избрании членов ревизионной комиссии
общества.
Как видно из предыдущего положения,
ревизионная Комиссия образуется путем
выборов, производимых общим собранием
акционеров, на срок, установленный
уставом и Положением о ревизионной
комиссии. Для избрания члену ревизионной
комиссии достаточно набрать, как правило,
более 50% голосов владельцев обыкновенных
акций, присутствовавших на собрании. В
процессе избрания может проводиться
как тайное, так и открытое голосование.
Полномочия ревизионной комиссии в целом
или отдельных ее членов могут быть
прекращены досрочно по решению общего
собрания акционеров. Член ревизионной
комиссии вправе в любое время добровольно
сложить с себя полномочия.
Из числа своих членов ревизионная
комиссия может избрать председателя и
одного заместителя. Председатель
организует работу комиссии, дает ее
членам обязательные для исполнения
поручения.
Оплата
труда ревизоров.
Размер оплаты
труда членов ревизионной комиссии
устанавливается общим собранием. Кроме
того, по решению общего собрания в
качестве вознаграждения за участие в
работе ревизионной комиссии помимо
оплаты могут предоставляться льготы и
преимущества при распределении
дивидендов.
Виды
проверок и порядок принятия по ним
заключений.
По срокам проведения
различают проверки плановые (регулярные)
и внеплановые (чрезвычайные). Плановые
проверки не могут быть менее одного
раза в год, внеплановые осуществляются
по мере необходимости. Инициаторами
внеплановых проверок могут быть сама
ревизионная комиссия, общее собрание
акционеров, совет директоров или акционер
(акционеры), владеющий в совокупности
не менее чем 10% голосующих акций общества.
Решения принимаются простым большинством
голосов. Акты проверки должны быть
подписаны всеми членами комиссии,
участвовавшими в соответствующих
ревизиях. Член комиссии имеет право на
особое мнение, которое он в письменном
виде может представить общему собранию
акционеров.
После проверки комиссия обязана довести
ее результаты до сведения общего
собрания. С ними прежде всего знакомятся
совет директоров и генеральный директор.
Вместе с отчетом (актом ревизии)
ревизионная комиссия вправе представить
свои предложения по улучшению
финансово-хозяйственной деятельности
общества, устранению выявленных ревизией
недостатков, а также заключение о
соответствии представленных на
утверждение годового балансаиотчетао прибылях и убытках действительному
состоянию дел в акционерном обществе.
Компетенция
ревизионной комиссии.
Члены
ревизионной комиссии вправе знакомиться
со всеми необходимыми документами и
материалами, включая бухгалтерские,
связанные с финансово-хозяйственной
деятельностью общества. В случае
необходимости комиссия может потребовать
личных разъяснений от любого должностного
лица. Работники общества должны
своевременно обеспечивать ревизионную
комиссию всей необходимой информацией.
Ревизионная комиссия вправе требовать
созыва совета директоров и внеочередного
общего собрания акционеров.
Предметом проверки являются: соблюдение
обществом законодательства, корпоративных
нормативных и других актов, регулирующих
ее деятельность, постановка банковского
контроля, кредитные, расчетные, валютные
и другие операции, проведенные обществом
в течение отчетного периода (сплошной
или выборочной проверкой), состояние
кассы и наличие имущества.
Для независимой проверки ревизионная
комиссия вправе (если общество не обязано
публиковать свою отчетность) привлекать
на договорной основе экспертов и
аудиторские фирмы. Если привлечение
независимых аудиторов не является
обязательным (ЗАО), то ревизионная
комиссия берет на себя составление
заключения по годовому отчету и балансу.
В этих случаях годовой баланс не может
быть утвержден без ее заключения.
Члены ревизионной комиссии обязаны не
разглашать коммерческую тайну или
конфиденциальную информацию об обществе,
ставшую им известной в ходе проверок и
ревизий.
Ревизии и проверки не должны нарушать
нормальную деятельность предприятия.
Протоколы
ревизионной комиссии.
Результаты
проверок и все решения, а также ход
заседаний отражаются в протоколах
ревизионной комиссии. Протокол должен
быть подписан ее председателем и членами.
Ведение протоколов заседания производится
одним из членов ревизионной комиссии
по поручению председателя. Председатель
же несет персональную ответственность
за фактическую достоверность протокола
заседания.
Протоколы заседаний ревизионной комиссии
хранятся в порядке, предусмотренном
для хранения документации корпорации.
Ревизионная комиссия на основании
письменного запроса акционера или
группы акционеров может своим решением
предоставить возможность ознакомиться
с протоколами своих заседаний.
Ответственность
членов ревизионной комиссии.
Ущерб, причиненный членами ревизионной
комиссии, ошибками, допущенными в
процессе осуществления контрольной
деятельности, а также в результате
разглашения конфиденциальной информации,
должен быть возмещен виновными лицами.
Общее собрание может освободить члена
ревизионной комиссии от должности до
истечения срока его полномочий, если в
его действиях будет усмотрена
недобросовестность. Под недобросовестностью
действий понимается грубое нарушение
членом комиссии своих должностных
обязанностей, совершение действий,
создающих опасность причинения вреда
или причинивших ущерб обществу либо
повлекших иные неблагоприятные
последствия. Они могут выражаться:
а) в уничтожении, повреждении или
фальсификации важных для общества
документов и материалов, в том числе и
бухгалтерских документов;
б) в сокрытии обнаруженных злоупотреблений
должностных лиц или работников либо в
содействии этим злоупотреблениям;
в) в сознательном введении в заблуждение
должностных лиц, работников или акционеров
по вопросам деятельности общества;
г) в попытке помешать законным действиям
работников общества в исполнении ими
своих служебных обязанностей, оказании
давления на должностных лиц и работников
общества;
д) в уничтожении, порче, отчуждении в
собственных интересах какой-либо части
имущества общества и т.п.
Согласно п. 5
ст. 103ГК РФ на открытое
акционерное общество возлагается
обязанность публиковать для всеобщего
сведения документы финансовой отчетности,
составленные на основе проверки
профессионального аудитора, не связанного
имущественными интересами с обществом
или его участниками. Аудитора общества
утверждает общее собрание (ст. 86Закона об АО).
Аудиторы должны знать стандарты учета
и отчетности и использовать их при
проведении проверок на предмет того,
как ведется финансовый, налоговый и
производственный учет на предприятии.
Хотя стандарты учета и отчетности и не
закреплены в каком-либо нормативном
акте, они все же существуют как набор
или «кодекс» норм профессиональной
этики и деловых обыкновений.
Аудиторские проверки проводятся
независимыми от корпорации людьми.
Целью аудита является установление
достоверности бухгалтерского отчета
корпораций и соответствия совершенных
ими финансовых и хозяйственных операций
нормативным актам.
От проверок, осуществляемых ревизионной
комиссией, аудит принципиально отличается,
во-первых, самостоятельностью в выборе
форм и методов аудиторской проверки,
во-вторых, независимостью от любой
третьей стороны, собственника, в-третьих,
возможностью организовать проверку на
коммерческой основе (размер вознаграждения
аудиторам определяет совет директоров).
Проверяемая корпорация имеет право
получать от аудитора исчерпывающую
информацию о требованиях законодательства,
касающихся проведения аудиторской
проверки, о правах и обязанностях сторон,
а после ознакомления с заключением
аудитора — о нормативных актах, на которых
основываются его замечания и выводы.
Не случайно к аттестации на право
осуществления аудиторской деятельности
допускаются только лица, имеющие
экономическое или юридическое образование.
Заключение аудитора — это документ,
имеющий юридическое значение для всех
юридических и физических лиц, органов
государственной власти, он также
обязателен для всех заинтересованных
лиц. Корпорация вносит на его основании
изменения в бухгалтерскую отчетность
до подачи ее органам налоговой инспекции
и другим государственным органам для
опубликования. Заключение можно оспорить
в суде, и если суд установит в нем
неточности и ошибки, то корпорации
должны быть возмещены все убытки,
связанные с неквалифицированным
аудиторским заключением.
Помимо аудиторской проверки аудиторы
могут оказывать и иные услуги, в частности,
по постановке, восстановлению и ведению
бухгалтерского учета, составлению
деклараций о доходах, оценке активов и
пассивов, консультированию в вопросах
финансового, налогового, банковского
и хозяйственного законодательства и
др. Аудиторы могут проводить обучение
по профилю своей деятельности.
Субъектами аудиторской деятельности
являются как аудиторские фирмы, так и
аудиторы, работающие самостоятельно,
получившие лицензию и имеющие
квалификационный аттестат. Аудиторские
фирмы дополнительно должны быть
зарегистрированы в качестве субъектов
предпринимательской деятельности и
включены в реестр аудиторов, который
ведет комиссия по аудиторской деятельности.
На проведение аудита заключается договор
в простой письменной форме, где необходимо
указать на возможный риск, который несет
аудитор, на наличие у него и использование
им специальных знаний. Если же аудитор
оказывает отдельные услуги, то внесение
этих условий в договор не является
обязательным. Существенными условиями
договора является также цена за выполнение
работы. Аудитор обязан своевременно
предупредить контрагента о возможном
превышении по необходимости цены
договора. В этом случае корпорация
вправе отказаться от договора, возместив
аудитору понесенные расходы. Если
аудитор не предупредил об этом, то он
обязан провести аудиторскую проверку,
не требуя дополнительной оплаты.
Не разрешается проводить аудиторскую
проверку, если аудитор оказывал корпорации
какие-либо финансовые услуги. Не должны
практиковаться длительные постоянные
договоры на проведение финансовых услуг
и аудиторских проверок. Для этой цели
лучше привлекать специализированные
бухгалтерские, аналитико-экономические,
юридические, а не аудиторские фирмы*(73).
Если оказывается, что заключение
составлено ошибочно, неточно или с
нарушением законодательства, то аудитор
несет юридическую ответственность.
Прежде всего, он должен возместить в
полном размере понесенные корпорацией
убытки, расходы по перепроверке, а также
заплатить штраф.
Соседние файлы в папке Гражданское право 1 и 2 части вместе
- #
- #
- #
- #
- #
Практика применения ГК РФ_Части 1_Белов_2011г.doc
- #
Российское гражданское право_ учебник_ в 2 т. Т.2_ Витрянский_2011.doc
- #
Российское гражданское право_учебни_ в 2 т. Т.1_ Ем, Зенин_2011.doc